Развитие речи у учащихся Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Наиболее важные ступени в овладении речью приходится на детский возраст- его дошкольный и начальный школьный периоды. Первое условие речевого развития ребенка- это потребность общения, или коммуникации. Но общение возможно только с помощью общепонятных знаков, т.е слов, их сочетаний, различных оборотов речи. Детям нужно дать образцы речи, или создать речевую среду. Это второе условие развития речи ребенка. Овладение речью- это способ познания действительности. Речь, развиваясь, нуждается не только в языковом, но и фактическом материале. Школьник хорошо расскажет или напишет только о том, что хорошо знает. Для ребенка хорошая речь- залог успешного обучения и развития. В школе учащиеся овладевают чтением и письмом. И чтение, и письмо – это речевые умения, опирающиеся на систему языка, на знание его фонетики, графики, лексики, грамматики, орфографии, навыки построения собственной речи, и восприятия речи других людей. В развитии речи выделяются три направления: 1. работа над словом; 2. работа над словосочетанием и предложением; 3. работа над связной речью ( текстом). Все эти направления развиваются параллельно: словарная работа дает материал для предложений, для связной речи; при подготовке к рассказу, сочинению проводится работа над словом и предложением. Требования к речи учащихся: 1. содержательность 2. логичность 3. точность 4. выразительность 5. ясность Слово- основная значащая единица языка. Нельзя забывать, что большинство слов имеет по несколько значений, кроме того, многие слова обладают устойчивой сочетаемостью с другими словами. Особенностью словарной работы в школе состоит в том, что она проводится в процессе всей учебно- воспитательной деятельности учителя. Направления работы: 1. обогащение словаря- усвоение тех новых слов, которых школьники раннее не знали вовсе, новых значений слов; 2. уточнение словаря- углубление понимания уже известных слов, выяснение их оттенков, различий между синонимами, подбор антонимов, анализ многозначности; 3. активизация словаря- включение как можно более широкого круга слов в речь каждого учащегося, введение слов в предложения, усвоение сочетаемости слов с другими словами; 4. устранение нелитературных слов, употребляемых иногда младшими школьниками, исправление ошибочных ударений. Основными синтаксическими единицами языка являются словосочетание и предложение. В работе над словосочетанием надо учитывать: 1. его структуру- слова входящие в его состав, вопрос, который может быть поставлен от главного слова к зависимому, подчиненному слову, употребление предлога, необходимые формы согласования или управления; 2. семантику словосочетания, выражающего единое, но расчлененное значение. Предложение –минимальная единица речи, представляющая собой грамматически организованное соединение слов, словосочетаний, обладающее известной смысловой и интонационной законченностью. Упражнения с предложениями могут быть разделены на три вида по способу деятельности: 1. упр. на основе образца; 2. конструктивные упр; 3. творческие упр. И словарная работа, и составление предложений имеют целью подготовку школьников к связной речи, к тексту. В методике развития речи используется термин « текст». Развивая речь, мы учим детей построению текста в соответствии с задачами выражения мыслей, чувств.
Речевое развитие младших школьников. 1 класс.
1. Речь. Техника и интонационная выразительность речи ( Умение пользоваться дыханием и голосом в процессе речи, менять высоту и силу голоса в зависимости от речевой ситуации. Знание скороговорок, умение произносить их.) 2. Слово ( Умение определить лексическое значение слова с помощью словаря, выделить многозначные слова, синонимы, антонимы, установить их роль в тексте.) 3. Предложение и словосочетание ( Умение членить небольшой текст на предложения, устанавливать связи между словами и словосочетаниями в предложении. Умение составлять простое распространенное предложение по вопросу учителя.) 4. Текст ( Умение отличать текст от отдельных предложений, не объединенных общей темой. Вычленение опорных слов в тексте.) 5. Культура общения ( Умение пользоваться в собственной речевой практике с учетом конкретной ситуации общения словами, выражающими приветствие, просьбу, благодарность.)
Примерный тематический план уроков развития речи в 1 классе. 1. Речь. Для чего она нужна? Устная речи и письменная речь. 2. Какую речь приятно слушать? Техника речи: дыхание, голос. 3. Какую речь приятно слушать? Техника речи: дикция. Скороговорки. 4. Слово, его значение. Знакомство с толковыми словарями. 5. Многозначные слова. 6. Точность речи. Синонимы. 7. Точность речи. Антонимы. 8. Культура общения. « Волшебные» слова: слова приветствия и прощания. 9. Слова, выражающие просьбу, благодарность, извинение. 10. Общее понятие о тексте. 11. Тема текста. 12. Опорные слова в тексте. 13. Тема текста. Опорные слова. Заглавие текста. 14. Основная мысль текста. Заглавие. 15. План текста. 16. Типы текста: описание, повествование, рассуждение. 17. Типы текста. 18. Обобщающее сочинение- повествование. По программе 1-3 дается 1 час; по 1-4 дается 2 часа.
|