Методика развития мышления на
уроках биологии и географии.
( Из опыта работы Семиной
А.П.)
Проблема развития мышления в
процессе обучения занимает одно из главных мест в работе российских и
зарубежных педагогов и психологов. На основе многих работ были сделаны выводы о
взаимосвязи процесса обучения и развития мышления, было показано , что развитие
творческого мышления школьников возможно с помощью проблемного обучения.
Особое внимание при этом
уделено созданию системы проблемных заданий по темам, способам включения их в
урок, организации познавательной деятельности учащихся на их основе. Для их
выполнения привлекаются разнообразные источники географических и биологических
знаний- учебники, атласы, картины, статистические материалы, научно- популярная
литература ,статьи в периодической печати. Например, серия «Я познаю мир»,
Энциклопедии.
Для выполнения некоторых
заданий нужно не только познакомиться с теоретическим материалом, но и
выполнить определенные практические
действия: отметить географические объекты на контурной карте, заполнить
таблицу, собрать и засушить растения,
нарисовать соцветие, сделать прививку у растений.
Личность ученика ставится в
центр учебного процесса, что требует от
учителя ставить ученика в позицию исследователя, учить его наблюдать и
анализировать окружающие явления и события, уметь их обосновывать ,пробуждать
интерес к еще не решенным задачам , которые могут быть ему сейчас недоступны, но с которыми он еще столкнется в будущем.
Проблемное обучение
понимается как дидактический подход,
учитывающий психологические закономерности
самостоятельной мыслительной
деятельности человека. Главный элемент проблемной ситуации- неизвестное, новое.
То, что должно быть открыто для правильного выполнения нужного действия.
В решении любой проблемы
учащимися можно выделить этапы:
1. Осознание проблемы
2. Формулирование гипотезы
исходя из данных условий.
3. Доказательства гипотезы
4 Общий вывод
Например, в 7 классе по
географии ученики должны решить: Почему вода в бессточном озере Чад
пресная, а не соленая?
В 9 классе по географии решить проблему: Как уменьшить безработицу в
Центральной России?
По биологии решается много
задач со словами « если…». « Что произойдет, если…»
Овладение опытом творческой
деятельности происходит в процессе
выполнения учащимися проблемных заданий,
построенных на содержании программного материала6 загадки, народные приметы о
погоде ( тема «Атмосфера» 6 кл. география), кругосветные путешествия по рекам
Южной Америки, найти родину домашних растений.
Познавательная деятельность
учащихся принимает общий творческо-поисковый характер, направленный на
разрешение как основной, так и ее частных проблем.
Традиционное проблемное обучение предполагает решение
проблем, заимствованных из науки и адаптированных к возможностям учащихся:
найти сообщение, сделать рисунок.
Реальная проблема имеет два признака: она личностно значима для
учащихся и требует от школьников действия по сбору необходимой информации,
поиску путей ее решения, деятельность в соответствии с найденным решение: написание
сочинения « Путешествие капельки»,
составление кроссворда «Столицы Европы», рассказ – сообщение о каком- либо
животном или растении, экономико - географическая характеристика Болгарии.
Решение реальных проблем
связано с осуществлением экологического подхода в обучении: конкурс
рисунков «Берегите природу», рассказы о
заповедниках и заказниках, «Редкие и исчезающие животные»
Большое внимание на уроках должно уделяться
краеведческому материалу: геология Самарской области, географическое
положение области,реки, заповедные места: Самарская Лука, Бузулукский бор,
Жигулевский заповедник.
При сборе гербария знакомить
детей с растениями , объяснять ,какие
нельзя собирать, так как их мало в природе и они находятся под охраной; как
правильно собирать, сушить растения, как готовить фиточаи
Выполнение различных заданий
предполагает понимание детьми отдельных фактов, процессов и явлений, их
взаимосвязи, что достигается с помощью обучения учащихся сравнению, привития им умения выделять существенные признаки
рассматриваемых объектов, а также
высказывать собственные суждения; сравнивая рельеф Африки и Южной Америки ,
умение сделать вывод о климате на этих материках; собрать гербарий нескольких
семейств растений, а для этого надо знать основные характеристики семейств.
Один из показателей
сформированности у школьников творческого мышления- это умение выполнять
задания и отвечать на вопросы третьего уровня сложности. Эти вопросы и задания
требуют от учащихся применения знаний в новой ситуации. Задания могут быть в
виде тестов с ответами, без ответов, с незаконченным предложением, в виде
графиков, таблиц .
Принципы и подходы в
проблемном изучении: территориальный( материки мира, регионы России),
системный( Систематика растений и систематика животных), исторический( история
развития Земли, история развития органического мира).
Содержание изучения предметов
биологии и географии должно быть тесно связано с современностью. Обязательно
учитывать психологические особенности
учащихся.
Учебники по географии и
биологии предоставляют большие
возможности для реализации проблемного
подхода к обучению на основе заданий учебника: опираясь на знания
предшествующих курсов географии и анализам карт …..сделать вывод; обсудите
проблему; что произойдет , если…; используя данные таблицы, сравнить…; докажите
на примерах, что …..
Для ребят, заинтересованных
той или иной темой, в учебниках дается список литературы.
Проверочные работы ( 20 минут)
Тема «План и карта»
Уровень А
Вариант-1
1.
Что называют
планом местности?
2.
Назовите и
нарисуйте основные и промежуточные стороны горизонта.
3.
Что такое
относительная высота?
Вариант-2
1.
Изобразите
условные знаки: лес, кустарник , полевая дорога, мост, линия электропередач.
2.
Что называется
абсолютной высотой?
3.
Как определить
направление сторон горизонта на плане
местности?
Уровень В
Вариант-1
1. Что показывает знаменатель
численного масштаба?
2. Нарисуйте отдельно стоящее
дерево. От него на юго-запад грунтовую дорогу к роднику. Расстояние до родника-500 м.
Что такое горизонталь?
Вариант-2
1.
Где удобнее
использовать именной масштаб?
2.
Нарисуйте
условный знак колодца. От него на северо-запад тропинку к одиночному дереву. Длина тропинки- 800 м.
3.
Что называется
ориентированием на местности. Другие задания в прилагаемом документе
|