Среда, 08.05.2024, 05:10

Персональный сайт ГБОУ СОШ с. Хилково

Карта сайта
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 212
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Методическая копилка » Разработки уроков

Серова М.Ю. "Духовно – нравственное воспитание в семье"
17.11.2015, 14:43

ГБОУ СОШ с. Хилково

Учитель немецкого языка Серова М.Ю.

 

Духовно – нравственное воспитание в семье

           Наверное, нет темы более важной, чем нравственность и духовность. Порой трудно определить, где заканчивается культура и начитается нравственность. Значительная часть содержания и цели ее освоения состоят в том, чтобы обеспечить включение индивида в культурно – социальные процессы и постижение норм морали, справедливости и честности. Само это освоение совершается в семье. С давних пор известно, что формирование моральных качеств, происходит в раннем детстве, когда человек не готов  еще к встрече с большим, ныне немного враждебным миром, к взаимодействию с чужими людьми. И в ответе за этот процесс самые близкие люди.

  Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение последующей своей жизни. Важность семьи также обусловлена, тем, что  в ней ребенок находится значительную часть жизни. Именно в ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем на половину сформирован, как личность.

     Большая роль в духовно – нравственном воспитании в настоящее время имеет возврат к истокам нашей многострадальной страны, познание ее традиций, познание основ православной культуры, как культуры цивилизации, в которой мы живем. Многим, наверное, известно, что наш глава государства  В.В. Путин, посещая северные обители, говорил, что трудно не согласиться с теми, кто утверждает, что без христианства, православной веры, без возникшей на их базе культуры вряд ли состоялась бы Россия. Поэтому важно вернуться к ее первоисточникам, когда мы вновь обретаем себя, ищем нравственные основы  жизни. И это не просто дань моде, а сама жизнь возвращает нас к этой теме. Как говорит настоятель самарского мужского монастыря, доктор педагогических наук отец Георгий Шестун: «Русский народ родился, как Христовый народ и должен жить, как Христовый народ, непобедимым…». Многие пытались во время войн завоевать нашу страну, но всегда удивлялись нечеловеческой силе «… откуда у этих русских силы берутся»?   А сила была в вере, крепости духа.

           Для сравнения: в России до 1917 года все люди были верующими, агрессия в обществе была минимальна.

          По официальным данным преступников, отбывающими наказание, было в 100 раз меньше в дореволюционной Самаре, хотя численность населения была такой же, как сейчас.

      Снижение демографического уровня многие православные исследователи считают результатом нарушения уклада жизни россиян, традиций, тем самым потерялся дух наци, иначе – смысл жизни. У современных людей мышление ветхозаветное («удовольствие здесь и сейчас», «я достоин лучшего» и т.п.), уходит любовь и сострадание, жертвенность, возрастает эгоизм, дети мешают получать удовольствия, (т.е. «не хочу жертвовать собой»).  А ведь благочестивая мать и жена, любящая, нежная, твердая и терпеливая в жизненных невзгодах, опора семье и Отечеству – это и идеал русской женщины и наша история, это боль, тревога и забота наших дней. Как воспитать девочку такой? Конечно, это немыслимо без восстановления исторической памяти, возрождения русской национальной традиции.

      С точки зрения психологов, возраст детей 10-12 лет – героический, т.е. ребенок выбирает идеал для подражания (а это заложено генетически).  До 19 века самая читаемая и поражаемая литература в семьях -  «Жития Святых». А кому подражают наши дети сегодня? Кто их герои?

Семья всегда будет основой становления личности. Но современная семья находится в состоянии тяжелого кризиса (причем в западных странах особенно). Выйти из этого кризиса можно только четко уяснив его проявления и глубинные причины, а также имея стремление что – то изменить в своей жизни.

Проявления семейного кризиса, с точки зрения православной культуры:

- утрата нравственного представления о семье (измены, разводы в Самарской области на 1 тысячу созданных семей – 786 разводов, в сравнении с дореволюционной Россией число разводов возросло на 700%);

- утрачено явление семейной иерархии – уклад, соподчиненность в семье (исконно глава семьи – мужчина);

-бездетность, малодетность (2/3 беременностей заканчиваются абортами);

-дезадаптация в семьях (наркомания, алкоголизм, игромания и т.п.), как следствие потери смысла жизни;

- двухкарьерные семьи, где также теряются приоритеты семейной  иерархии, начинаются проблемы у детей;

- альтернативные семейные отношения (гражданские браки, однополые браки), т.к. теряется иерархия отца в семье;

- прерваны семейные традиции, незнание своих корней;

- утрачена система послушания детей (непослушные, бесконтрольные дети, как следствие утраты семейной иерархии: муж не послушен богу, жена – мужу, а у непослушных родителей непослушные дети).

  По словам отца Георгия Шестуна, главная задача семьи передать традицию семейной жизни, в которой живут не каждый сам по себе, а все как единый орган.

Все за всех отвечают в семье, разлад в делах у одного ведет к разладу в делах у всех. Также важно научиться жить своей жизнью самим родителям и научить своим примером детей жить своей жизнью (не как тот или другой, а своей, по своим средствам, без зависти).

    Уклад семейной жизни всегда находит отражение в нравственном облике человека. Царящая в семье эмоционально – нравственная атмосфера, внимание членов семьи друг к другу, стремление разделить ответственность, уровень взаимоуважения и взаимопонимание, родительская любовь и ответные чувства детей, семейные традиции, отношение к труду, -  все это закладывает фундамент нравственности.  В древнем мире не давали пенсий. Стариков кормили дети, а если дети не были родителями приготовлены к жизни, то старики умирали голодной смертью, и это считалось справедливым.

     Важно также отметить, что православная культура дает широкие возможности представителям других конфессий проявлять себя, развивать свои народные традиции, ибо народ жив традициями. А семейные ценности и нравственные устои разных народностей едины и учат духовности одинаково.

«Величайшим благом считается  - счастливая старость и долгая жизнь, - то Бог назначил в награду почитающим родителей, а что кажется крайним несчастьем – ранняя смерть»

 

 

Категория: Разработки уроков | Добавил: Куликова
Просмотров: 643 | Загрузок: 6 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]