Воскресенье, 19.05.2024, 13:32

Персональный сайт ГБОУ СОШ с. Хилково

Карта сайта
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 212
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Методическая копилка » Методические статьи

Технология обучения правилам в системе развивающего обучения. Доклад учителя математики Сапожниковой Г.Н
[ Скачать с сервера (75.5 Kb) ] 06.05.2013, 09:00
ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ПРАВИЛАМ В   СИСТЕМЕ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
Доклад учителя математики Сапожниковой Г.Н

За последние годы в связи с появлением школ ново¬го типа (гимназий, лицеев и т.п.) наметился рост числа учителей начальных классов, работающих по програм¬мам развивающего обучения в системе Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова. Следовательно, уже сейчас, а тем более в ближайшие годы учителям математики все чаще придется иметь дело с целыми классами, обучавшими¬ся по этой системе. Учитель среднего звена, принима¬ющий таких детей в V классе, должен владеть основ¬ными технологиями обучения в этой системе, чтобы достаточно полно реализовать их учебно-познаватель¬ный потенциал, приобретенный в начальной школе.
Курс математики V—VI классов содержит много вычислительных правил. Поэтому в первую очередь представляет интерес технология обучения правилам в системе развивающего обучения (РО). В основу этой технологии положена теория учебной деятельности  Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова [4].
Технологию обучения правилам в системе РО мож¬но представить схематично в виде табл. I.
Таблица 1

Мотивационно-орнентировочная часть
Операционно-исполнительская часть
Рефлексивно-оценочная часть

1. актуализация
           ↓
2.мотивация 
                 ↓
 3.постановка учебной задачи
            ↓
4. планирование
решения учебной задачи
преобразование условия задачи
                 ↓
1 моделирование правила
           ↓
преобразование модели правила
                  ↓
отработка правила
контроль (самоконтроль) усвоения правила
оценка (самооценка) усвоения правила

Охарактеризуем кратко каждый из выделенных в табл. 1 этапов, а затем проиллюстрируем их на приме¬ре обучения правилу умножения десятичных дробей.
I.   Мотивационно-ориентировочная часть
Этап актуализации. Цели: актуализация опорных зна¬ний, необходимых для введения и обоснования правила; выявление того, освоен ли учащимися пооперационный состав действия на основе нового правила; создание «ситуации успеха» для последующей деятельности.
Основным средством актуализации являются специальные упражнения, которые учителю нетрудно соста¬вить самому, исходя из логико-математического анали¬за правила. Итогом данного этапа является ответ учени¬ка на вопрос: «Готов ли я к изучению нового?» Поэто¬му обычно практикуется индивидуальное выполнение упражнений с последующей фронтальной проверкой.
Этап мотивации. Цель: формирование у каждого учащегося личной потребности в последующей дея-тельности, связанной с «открытием» нового правила.
Создав «ситуацию успеха» на первом этапе, учитель предлагает ребятам конкретную учебно-практическую задачу, которая по внешним признакам знакома им. Однако ее решение вызывает серьезные затруднения или приводит к нерациональным операциям. Так в сознании учащихся создается «ситуация интеллекту¬ального конфликта», которая и формирует потребность в дальнейшей деятельности.
Сначала каждый ученик пытается решить задачу са¬мостоятельно. После неудачных попыток он ищет по¬мощь у других. Таким образом ,на уроке возникает со¬трудничество учащихся.
Этап постановки учебной задачи. Цель: непосред¬ственное подведение учащегося к необходимости «от¬крыть новое правило».
Ученики анализируют в группах затруднения, воз¬никшие в связи с конкретной учебно-практической задачей. Тем самым они пытаются отделить свои зна¬ния от незнаний. Этот этап обычно заканчивается от¬ветами школьников на вопрос: «Что же мы должны узнать, чтобы решить последнюю задачу?»
Итак, учащиеся сами формулируют цели урока, ко¬торые фиксируются на доске и в их тетрадях, напри¬мер, в такой форме: «Открыть правило...»
1
В школьной практике часто наблюдается иной под¬ход. После создания проблемной ситуации учитель спешит сообщить ученикам, что данную задачу они решить не могут, так как не знают 
такого-то правила. Далее он формулирует цели и тему урока. В этом слу¬чае цели урока не становятся для школьников лично значимыми, что существенно влияет на последующую их учебно-познавательную деятельность.
Этап планирования. Цель: составление программы дальнейшей деятельности.
Выясняем коллективно характеристические свойства данных и искомых объектов, затем выделяем последова¬тельность вопросов, поиск ответов на которые приведет к решению сформулированной выше учебной задачи.
II. Операционно-исполнительская часть
Этап преобразования условия задачи.
 Цель: преобра¬зование условия задачи таким образом, чтобы можно 
было установить связи между характеристическими свойствами данных и искомых объектов.
Этап моделирования правила. Цель: создание моде¬ли правила, ее анализ и уточнение.
Учащиеся пытаются зафиксировать выявленные на предыдущем этапе характеристические свойства дан¬ных и искомых объектов в виде некоторой модели (гра¬фической или символьной). На этом этапе урока же¬лательно прибегнуть к групповой форме. Каждая груп¬па обычно создает свою модель. Результаты фиксиру¬ются на отдельных листах, которые по окончании ра¬боты крепятся к доске. Затем учитель организует меж¬групповую дискуссию, в ходе которой выделяется луч¬шая модель правила (если она имеется среди предло¬женных) или корректируются предложенные. Таким образом, рождается коллективная модель правила. В процессе обучения ребята становятся более самостоя¬тельными при создании моделей новых правил и по¬этому начинают предлагать различные виды моделей, которые все менее нуждаются в уточнении.
Этап преобразования модели правила.
 Цель: получе¬ние словесной формулировки правила.
После того как выявлена и уточнена модель прави¬ла, учащиеся пытаются в группах сформулировать сло¬вами само правило. Теперь модель выступает в роли внешней опоры для формулирования правила. Полез¬но сравнить отредактированный вариант формулиров¬ки правила с тем, который предложен в школьном учеб¬нике.
В заключение целесообразно выделить последова¬тельность операций, из которых состоит выполнение действия на основе правила, т.е. придать ему алгорит¬мическую форму. Более того, уместно выделенную последовательность действий зафиксировать письмен¬но в тетради по моделированию.
Этап отработки правила.
Цели: осознание, осмыс¬ление правила; запоминание правила.
На этом этапе модель правила выступает в роли ори¬ентировочной основы деятельности, в результате кото¬рой действие, построенное на новом правиле, должно перейти из внешнего плана во внутренний. С помо¬щью специальной системы упражнений, к которой предъявляются в методике обучения математике опре¬деленные требования (см.: [2, 3, 5]), происходит осмысление  действия. Ребятам предлагается выделить принципиально различные случаи на его применение. Таким образом, ученик привлекается к составлению упражнений. Получается первый цикл заданий, кото-рый отвечает главному признаку системы упражне¬ний — принципу полноты. Упражнения первого цикла класс решает фронтально, а учитель осуществляет по¬операционный контроль за  выполнением действия.
В следующий цикл учитель включает задания реф¬лексивного характера, например упражнения «с ловуш¬ками», в которых предлагается найти задачи с предна¬меренно допущенными ошибками при их решении. Очень полезно составлять словарь ошибок на данное правило. Так ученики выделяют «ошибкоопасные» слу¬чаи. Ребятам нравятся такие задания. Постепенно уче¬ники вовлекаются в творческую деятельность, направ¬ленную на составление заданий с ловушками и словаря ошибок.
В настоящее время имеется достаточно много вари¬антов учебников по математике для V—VI классов. Поэтому легко практиковать следующее задание: «Под¬берите из других учебников новые задачи на данное правило, которые не были рассмотрены на уроках». Постепенно можно привлекать ребят и к самостоятель¬ному составлению новых задач, представив себя в роли  автора учебника. При этом у школьников развиваются речь, воображение, эмоционально-эстетическое отно¬шение к заданиям.

                                                            2

  III. Рефлексивно-оценочная часть
Этапы контроля и оценки. Цели: помочь учащимся овладеть способами и критериями самоконтроля и са¬мооценки; определить уровни усвоения правила; вы¬явить «точечные» затруднения в усвоении правила.
Учитель подбирает или составляет сам систему зада¬ний, с помощью которой можно диагностировать усво¬ение правила. Каждый ученик выполняет самостоятель¬но предложенные задания, а затем подвергает поопе¬рационному контролю выполнение каждого из них, фиксируя свои выводы рядом с решением в виде пос¬ледовательности знаков:
+ (если уверен   в правильности выполненной операции),
— (если не знает, как выполнить операцию),
± (если не  уверен в правильности выполненной операции).
Проверяя данную работу, учитель не исправляет до¬пущенные учеником ошибки, но фиксирует их в своей тетради. Кроме того, сопоставляет последовательность знаков пооперационного контроля ученика с выпол¬ненными им заданиями. На основе проведенного со¬держательного анализа он составляет вторую работу в виде тестов, где к каждому заданию предлагаются не¬сколько вариантов решений (правильных, неправиль¬ных, нерациональных), которые взяты непосредствен¬но из первой работы самих учащихся.
Ученик индивидуально отвечает на вопросы теста. Потом учащиеся уточняют свои ответы в группах, а учитель организует совместное обсуждение результатов (если в этом есть необходимость). В заключение учи¬тель раздает тетради с первой работой, ученик выпол¬няет заново те задания, в которых, как он считает, допустил ошибки. Только теперь учитель ставит оцен¬ку, сравнивая результаты двух выполненных работ, что¬бы убедиться в возможности ребят корректировать свою деятельность.
Естественно, что реализовать на одном уроке все перечисленные этапы учебной деятельности невозмож¬но. Как правило, на первом уроке происходит «открытие правила»,
Отработка навыков может быть продолжена дома самостоятельно. Например, придумать схему и правило «Как разделить десятичную дробь на целое число» после совместного открытия правила умножения десятичных добей.
 

                 Урок математики в 5 классе

Тема:  Умножение десятичных дробей.

Мотивационно-ориентировочная часть
Этап актуализации. Цель: Осознание необходимости уметь умножать десятичные дроби.
Давайте вспомним: какие задачи решаются умножением?

-1.Увеличение данной величины в несколько раз.
-2. Стоимость товара  m кг.  по  a рублей.
-3. Путь по известной скорости  и времени движения.
-4. Площадь прямоугольника по его сторонам.

Ребята, каждый день мы производим покупки  в магазине. Есть товары,  стоимость которых , –дробное число, да и взвешенный товар – тоже бывает дробным. Сколько стоит 2кг яблок по 45,5 р.?
(важно, чтобы кто-то догадался перевести рубли в копейки)
Класс разбивается на рабочие группы по 4 человека. Каждой группе предлагается придумать свою задачу и вывести правило умножения десятичных дробей.
I , III группа : «Продавцы- покупатели»
II, IV группа : «Землемеры»
III группа : Водители автомобиля

II. Операционно-исполнительская часть
Цель: 
                      Вывести правило умножения десятичных дробей.
Как преобразовать данные задачи, чтобы ее можно было решить  известными нам способами?

3
 -Ребята! Каков  смысл умножения  двух натуральных чисел?
-Например, умножить 5 на 3, значит 5+5+5.
                                                                     
-а  как вычислить   48,4*2?   
    
     48,4*2=48,4+48,4=96,8

Придумайте пример умножения десятичной дроби  с двумя ; тремя цифрами после запятой.
48,6*0,5=    Это половина  стоимости, т.е. 24,3
       Если умножать в столбик-
                                  48,6
                                 х0,5
                               -------
                                 24,30,       В результате отделили 2 цифры после запятой, т.е. столько, сколько их в 
обоих множителях.

      - Молодцы!                    


 Сравните  результаты и сделайте выводы. Составьте схему для любых десятичных дробей.

∆, ∆ ∙О,ОО =□,□□□



    
I  и III группа : «Продавцы- покупатели»  составляют ценник   нескольких видов товара  и находят    стоимость. Результаты вносят в таблицу.


Наименование
товара Цена Купленное количество Стоимость товара
яблоки 48,4руб 2кг. 96,8  руб
55руб 0,5кг 27,5  руб
Ткань 84,6руб 253,8  руб
84,6руб 0,5м 42,3 руб

Сравните  результаты и сделайте выводы. Составьте схему для любых десятичных дробей.

∆, ∆ ∙О,ОО =□,□□□

 Так как мы убедились, что цифровая информация не ока¬зывает влияния на положение запятой, то, по-видимо¬му, чтобы получить ответ на второй вопрос, нужно использовать некоторую схематическую запись трех чисел.
Моделирование правила. В Группах ученики пытают¬ся перейти к схематической записи, используя самые произвольные знаки: кружочки, квадратики, звездоч¬ки, но не цифры. Их записи подвергаются совместно¬му анализу. В группах идет обсуждение и «рождение» модели правила,
По требованию учителя результаты групп, зафикси¬рованные на отдельных листах, выносятся на доску для межгрупповой дискуссии. На доске возникают  такие же записи:
 ∆, ∆*О,ОО =□,□□□
=□,□□□ * О,ОО = ∆, ∆∆∆∆∆
2,5∙0,03=0,075


Преобразование модели правила.  
     Итогом дискуссии является уточненная модель правила, например:
Теперь  предлагаем  ребятам сформулировать правило умножения десятичных дробей словами.


4
                               Рефлексивно-оценочная часть



Учитель подводит итоги, выслушав ответ
на следующие вопросы:
1.Какая задача стояла перед нами в начале урока?
2.Можно ли считать, что мы ее решили? 
3.Каково твое участие в открытии правила?

Свою работу на уроке учащиеся оценивают по 10-балльной системе и делают это наглядно, ставя свою точку на шкале:


0_____1_______2_______3________4________5_______6________7_______8_______9_______10
Домашнее задание
. Расскажи близкому для тебя человеку о том, как  мы «открывали»   правило умножения десятичных дробей.
2. Правильность выполнения действии десятичных дробей непосредственно связана с безошибочностью нахождения произведения натуральных чисел. Вспомни, какие особые случаи умножения натуральных чисел встречаются, и подбери из учебника,  (или составь сам)   соответствующие примеры.

                                               Литература
\. Воронцов А.В. Практика развивающего обучения по системе  Д.Б.Эльконика - В.В.Лавыдова.
 М. ЦПРО «Развитие  личности»,   1998 г,
2. Григороева Т.П., Иванова Т.А., Кузнецова Л.М,,    Основы технологии развивающего обучения. | математике:   Учебное пособие. Н.Новгород,   НПУ,   1997.
3. Груденев Я.И. Совершенствование методики  работы  учителя математики.
М.:   Просвещение.   1990.
4. Давыдов В.В. Теория развивающего обучении. М.:     1996.    
5. Саранцев Г.И. Упражнения в обучении математике. М.: Просвещение,   1995.






Категория: Методические статьи | Добавил: Куликова
Просмотров: 1301 | Загрузок: 153 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]