Вторник, 07.05.2024, 10:12

Персональный сайт ГБОУ СОШ с. Хилково

Карта сайта
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 212
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Методическая копилка » Методические статьи

Развитие речи у учащихся. Доклад учителя начальных классов Вопиловой О.А.
[ Скачать с сервера (37.5 Kb) ] 06.05.2013, 10:25
Развитие речи у учащихся
Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Наиболее важные ступени в овладении речью приходится на детский возраст- его дошкольный и начальный школьный периоды.
Первое условие речевого развития ребенка- это потребность общения, или коммуникации. Но общение возможно только с помощью общепонятных знаков, т.е слов, их сочетаний, различных оборотов речи. Детям нужно дать образцы речи, или создать речевую среду. Это второе условие развития речи ребенка. Овладение речью- это способ познания действительности. Речь, развиваясь, нуждается не только в языковом, но и фактическом материале. Школьник хорошо расскажет или напишет только о том, что хорошо знает. Для ребенка хорошая речь- залог успешного обучения и развития. В школе учащиеся овладевают чтением и письмом. И чтение, и письмо – это речевые умения, опирающиеся на систему языка, на знание его фонетики, графики, лексики, грамматики, орфографии, навыки построения собственной речи, и восприятия речи других людей. 
В развитии речи выделяются три направления:
1. работа над словом;
2. работа над словосочетанием и предложением;
3. работа над связной речью ( текстом).
Все эти направления развиваются параллельно: словарная работа дает материал для предложений, для связной речи; при подготовке к рассказу, сочинению проводится работа над словом и предложением.
Требования к речи учащихся:
1. содержательность
2. логичность
3. точность
4. выразительность
5. ясность
Слово- основная значащая единица языка. Нельзя забывать, что большинство слов имеет по несколько значений, кроме того, многие слова обладают устойчивой сочетаемостью с другими словами. Особенностью словарной работы в школе состоит в том, что она проводится в процессе всей учебно- воспитательной деятельности учителя. 
Направления работы:
1. обогащение словаря- усвоение тех новых слов, которых школьники раннее не знали вовсе, новых значений слов;
2. уточнение словаря- углубление понимания уже известных слов, выяснение их оттенков, различий между синонимами, подбор антонимов, анализ многозначности;
3. активизация словаря- включение как можно более широкого круга слов в речь каждого учащегося, введение слов в предложения, усвоение сочетаемости слов с другими словами;
4. устранение нелитературных слов, употребляемых иногда младшими школьниками, исправление ошибочных ударений.
Основными синтаксическими единицами языка являются словосочетание и предложение. В работе над словосочетанием надо учитывать: 
1. его структуру- слова входящие в его состав, вопрос, который может быть поставлен от главного слова к зависимому, подчиненному слову, употребление предлога, необходимые формы согласования или управления;
2. семантику словосочетания, выражающего единое, но расчлененное значение.
Предложение –минимальная единица речи, представляющая собой грамматически организованное соединение слов, словосочетаний, обладающее известной смысловой и интонационной законченностью.
Упражнения с предложениями могут быть разделены на три вида по способу деятельности:
1. упр. на основе образца;
2. конструктивные упр;
3. творческие упр.
И словарная работа, и составление предложений имеют целью подготовку школьников к связной речи, к тексту. В методике развития речи используется термин « текст». Развивая речь, мы учим детей построению текста в соответствии с задачами выражения мыслей, чувств.


Речевое развитие младших школьников.
1 класс.

1. Речь. Техника и интонационная выразительность речи ( Умение пользоваться дыханием и голосом в процессе речи, менять высоту и силу голоса в зависимости от речевой ситуации. Знание скороговорок, умение произносить их.)
2. Слово ( Умение определить лексическое значение слова с помощью словаря, выделить многозначные слова, синонимы, антонимы, установить их роль в тексте.)
3. Предложение и словосочетание ( Умение членить небольшой текст на предложения, устанавливать связи между словами и словосочетаниями в предложении. Умение составлять простое распространенное предложение по вопросу учителя.)
4. Текст ( Умение отличать текст от отдельных предложений, не объединенных общей темой. Вычленение опорных слов в тексте.)
5. Культура общения ( Умение пользоваться в собственной речевой практике с учетом конкретной ситуации общения словами, выражающими приветствие, просьбу, благодарность.)



Примерный тематический план уроков развития речи в 1 классе.
1. Речь. Для чего она нужна? Устная речи и письменная речь.
2. Какую речь приятно слушать? Техника речи: дыхание, голос.
3. Какую речь приятно слушать? Техника речи: дикция. Скороговорки.
4. Слово, его значение. Знакомство с толковыми словарями.
5. Многозначные слова.
6. Точность речи. Синонимы.
7. Точность речи. Антонимы.
8. Культура общения. « Волшебные» слова: слова приветствия и прощания.
9. Слова, выражающие просьбу, благодарность, извинение.
10. Общее понятие о тексте.
11. Тема текста.
12. Опорные слова в тексте.
13. Тема текста. Опорные слова. Заглавие текста.
14. Основная мысль текста. Заглавие.
15. План текста.
16. Типы текста: описание, повествование, рассуждение.
17. Типы текста.
18. Обобщающее сочинение- повествование.
 По программе 1-3 дается 1 час; по 1-4 дается 2 часа.




Категория: Методические статьи | Добавил: Куликова
Просмотров: 2011 | Загрузок: 258 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]