Вторник, 07.05.2024, 19:59

Персональный сайт ГБОУ СОШ с. Хилково

Карта сайта
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 212
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Методическая копилка » Методические статьи

Методика развития мышления на уроках биологии и географии. ( Из опыта работы учителя биологии и географии Семиной А.П.)
[ Скачать с сервера (59.0 Kb) ] 06.05.2013, 09:31

Методика развития мышления на уроках биологии и географии.

( Из опыта работы Семиной А.П.)

 Проблема развития мышления в процессе обучения занимает одно из главных мест в работе российских и зарубежных педагогов и психологов. На основе многих работ были сделаны выводы о взаимосвязи процесса обучения и развития мышления, было показано , что развитие творческого мышления школьников возможно с помощью проблемного обучения.

Особое внимание при этом уделено созданию системы проблемных заданий по темам, способам включения их в урок, организации познавательной деятельности учащихся на их основе. Для их выполнения привлекаются разнообразные источники географических и биологических знаний- учебники, атласы, картины, статистические материалы, научно- популярная литература ,статьи в периодической печати. Например, серия «Я познаю мир», Энциклопедии.

Для выполнения некоторых заданий нужно не только познакомиться с теоретическим материалом, но и выполнить определенные  практические действия: отметить географические объекты на контурной карте, заполнить таблицу, собрать и засушить  растения, нарисовать соцветие, сделать прививку у растений.

Личность ученика ставится в центр учебного процесса, что требует  от учителя ставить ученика в позицию исследователя, учить его наблюдать и анализировать окружающие явления и события, уметь их обосновывать ,пробуждать интерес к еще не решенным задачам , которые могут быть ему сейчас  недоступны, но  с которыми он еще столкнется в будущем.

Проблемное обучение понимается как  дидактический подход, учитывающий психологические закономерности  самостоятельной  мыслительной деятельности человека. Главный элемент проблемной ситуации- неизвестное, новое. То, что должно быть открыто для правильного выполнения нужного действия.

В решении любой проблемы учащимися  можно выделить этапы:

1. Осознание  проблемы

2. Формулирование гипотезы исходя из данных условий.

3. Доказательства гипотезы

4 Общий вывод

Например, в 7 классе по географии ученики должны решить: Почему вода в бессточном озере Чад пресная,  а  не соленая?  В 9 классе по географии решить проблему: Как уменьшить безработицу в Центральной России?

По биологии решается много задач со словами « если…». « Что произойдет, если…»

Овладение опытом творческой деятельности  происходит в процессе выполнения учащимися проблемных  заданий, построенных на содержании программного материала6 загадки, народные приметы о погоде ( тема «Атмосфера» 6 кл. география), кругосветные путешествия по рекам Южной Америки, найти родину домашних растений.

Познавательная деятельность учащихся принимает общий творческо-поисковый характер, направленный на разрешение как основной, так и ее частных проблем.

Традиционное  проблемное обучение предполагает решение проблем, заимствованных из науки и адаптированных к возможностям учащихся: найти сообщение, сделать рисунок.

Реальная проблема  имеет два признака: она личностно значима для учащихся и требует от школьников действия по сбору необходимой информации, поиску путей ее решения, деятельность в соответствии с найденным решение: написание сочинения « Путешествие   капельки», составление кроссворда «Столицы Европы», рассказ – сообщение о каком- либо животном или растении, экономико - географическая характеристика Болгарии.

Решение реальных проблем связано с осуществлением экологического подхода в обучении: конкурс рисунков  «Берегите природу», рассказы о заповедниках и заказниках, «Редкие и исчезающие животные»

Большое  внимание на уроках должно  уделяться  краеведческому материалу: геология Самарской области, географическое положение области,реки, заповедные места: Самарская Лука, Бузулукский бор, Жигулевский заповедник.

При сборе гербария знакомить детей с растениями ,  объяснять ,какие нельзя собирать, так как их мало в природе и они находятся под охраной; как правильно собирать, сушить растения, как готовить фиточаи

Выполнение различных заданий предполагает понимание детьми отдельных фактов, процессов и явлений, их взаимосвязи, что достигается с помощью обучения учащихся  сравнению, привития им умения  выделять существенные признаки рассматриваемых объектов, а  также высказывать собственные суждения; сравнивая рельеф Африки и Южной Америки , умение сделать вывод о климате на этих материках; собрать гербарий нескольких семейств растений, а для этого надо знать основные характеристики семейств.

Один из показателей сформированности у школьников творческого мышления- это умение выполнять задания и отвечать на вопросы третьего уровня сложности. Эти вопросы и задания требуют от учащихся применения знаний в новой ситуации. Задания могут быть в виде тестов с ответами, без ответов, с незаконченным предложением, в виде графиков, таблиц .

Принципы и подходы в проблемном изучении: территориальный( материки мира, регионы России), системный( Систематика растений и систематика животных), исторический( история развития Земли, история развития органического мира).

Содержание изучения предметов биологии и географии должно быть тесно связано с современностью. Обязательно учитывать психологические особенности  учащихся.

Учебники по географии и биологии предоставляют  большие возможности для реализации  проблемного подхода к обучению на основе заданий учебника: опираясь на знания предшествующих курсов географии и анализам карт …..сделать вывод; обсудите проблему; что произойдет , если…; используя данные таблицы, сравнить…; докажите на примерах, что …..

Для ребят, заинтересованных той или иной темой, в учебниках дается список литературы.

Проверочные  работы ( 20 минут)

Тема «План и карта»

Уровень А

Вариант-1

1.     Что называют планом местности?

2.     Назовите и нарисуйте основные и промежуточные стороны горизонта.

3.     Что такое относительная высота?

Вариант-2

1.     Изобразите условные знаки: лес, кустарник , полевая дорога, мост, линия электропередач.

2.     Что называется абсолютной высотой?

3.     Как определить направление сторон  горизонта на плане местности?

 

Уровень В

Вариант-1

1. Что показывает знаменатель численного масштаба?

2. Нарисуйте отдельно стоящее дерево. От него на юго-запад грунтовую дорогу к роднику. Расстояние до родника-500 м.

Что такое горизонталь?

Вариант-2

1.     Где удобнее использовать именной масштаб?

2.     Нарисуйте условный знак колодца. От него на северо-запад тропинку к  одиночному дереву. Длина тропинки- 800 м.

3.     Что называется ориентированием на местности.

Другие задания в  прилагаемом документе 



Категория: Методические статьи | Добавил: Куликова
Просмотров: 1346 | Загрузок: 119 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]