Воскресенье, 19.05.2024, 15:39

Персональный сайт ГБОУ СОШ с. Хилково

Карта сайта
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 212
Статистика

Онлайн всего: 61
Гостей: 61
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Методическая копилка » Методические статьи

Формирование орфографической зоркости в начальной школе. Доклад учителя начальных классов Щербаковой Л.Г.(МОУ Хилковская СОШ)
06.05.2013, 07:44
Формирования орфографической зоркости в начальной школе 

         Первые шаги на пути познания родного языка всегда самые сложные. От того, как будут сформированы азы орфографической грамотности на начальном этапе обучения, во многом зависит дальнейшее успешное обучение любой школьной дисциплины.
        Актуальность этой темы проявляется ещё и в том, что в практике начальной школы используются разные пособия. Следовательно, нужно понимать не только общие подходы к вопросам обучения орфографии, но и учитывать специфику каждой системы, программы, учебника.
        Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала.
           Я была на курсах Курапаткиной Т.И., которая раскрыла перед нами тему «Работа над правописанием безударных проверяемых гласных с опорой на словарь корневых морфем». Меня очень заинтересовала ее тема и я решила применить ее в своей работе, так как меня всегда волновала проблема грамотности в начальной форме.
        Работа ведется с опорой на словарь корней, который разделен на 21 квадрат. В первом квадрате корни начинаются с гласной буквы, в остальных – с согласных букв. В каждом квадрате корни размещаются в пяти колонках по наличию в них гласной – А, О, Е,  И, Я.
        Разучивание корней мы с детьми осуществляем по квадратам. Для разучивания каждый квадрат делится на две части: А-О, Е-И-Я. 
       На первом этапе я медленно читаю одно слово за другим, выясняя при этом, какие слова непонятны. К таким словам мы подбираем как можно больше родственных слов, чтобы смысл был ясен каждому ученику.                                                                                               
       На втором этапе осуществляется корневое морфемное чтение слов из колонок. Я читаю медленно, голосом выделяя в слове корень. Учащиеся повторяют вслед за мной. Чтение повторяется до тех пор, пока ученики без помощи учителя начинают читать, голосом выделяя корень, причем делают это быстро, не сбиваясь.  
       Главной задачей третьего этапа разучивания корней является «узнавание» корней в словах. Я называю одно слово за другим из колонки, а ученики называют хором корень названного слова. Работа на этом этапе продолжается до тех пор, пока учащиеся не научаться называть корень быстро, без всякого затруднения.
         На четвертом этапе корни изучаются в сопоставлении А-О. Я называю слова из колонок, учащиеся хором произносят корни. Разучивание продолжается до тех пор, пока учащиеся не делают ошибок, быстро и уверенно называя корни.
        На пятом этапе ученики работают парами, попеременно выполняя функцию учителя и функцию ученика.
         На шестом этапе я провожу письменную работу – зачет по двум колонкам. Чтобы исключить механическое запоминание корней Я называю однокоренные слова, а ученики должны «узнать» корни. Я диктую слова из столбиков, а ученики записывают у себя в тетрадях только корни.
            Параллельно я веду работу по восполнению пробелов в знаниях учащихся. Если ученик сделал ошибку в домашней или классной работе, например «бижал», я исправляю ошибку, делая на полях пометку «Бе-Би-Бя», которая служит знаком ученику: повтори.
         Предлагаемая методика Курапаткиной Т.И. исключает механическое запоминание графического облика корня. Изучение построено на создании у учащихся яркого образца корневой морфемы на основе различных чувственных восприятий: зрительного, слухового, речедвигательного и моторного. Очень большое значение имеет многократное повторение каждой морфемы.
      Думаю, что если бы я начала применять эту методику с первого класса, то она обеспечила высокий уровень освоения  орфограммы всеми учащимися без исключения. Я начала работу с учащимися 4 класса, но, тем не менее считаю, что грамотность учащихся стала лучше.

Категория: Методические статьи | Добавил: Куликова
Просмотров: 1915 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]