Пятница, 19.04.2024, 23:48

Персональный сайт ГБОУ СОШ с. Хилково

Карта сайта
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 212
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

История села Хилково

РОСАРХИВ
Государственное учреждение
Российский государственный
архив древних актов
(РГАДА)
Б. Пироговская ул., д. 17,
Г-435, Москва, ГСП-2, 119992
Тел. 245-83-23 Факс (095) 245-30-98
                                                                                                                                                                                                                                                                

Руководителю краеведческого кружка Хилковской средней школы      Морозову А.В.

446396, Самарская обл., Красноярский р-н, с. Хилково, школа

Сообщаем, что в архиве имеются описания села Архангельское Хилково тож и деревень Тростянка и Кондузла Катериновка тож в «Экономических примечаниях к планам Генерального межевания» Самарского уезда Симбирской губернии конца XVIII - начала XIX вв.

О них известно следующее: «Село Архангельское Хилково тож, владения полковника князь Михаилы княж Яковлева сына Хилкова с вырезанною в четырех местах церковною землею. Число дворов — 130. По 5-й (1796 г.) ревизии душ: мужского (пола) — 505, женска — 535. Селением лежит по берегу речки Хилковки на левой стороне и по обе стороны двух оврагов безыменных и двух оврагов же безыменных, одного на правой, а другаго на левой стороне. В том селе церковь деревянная с таковою же оградою во имя архангела Михаила, построена в 1769-м году иждивением прихожан... Крестьяне состоят на хлебопашестве, земли запахивают на господина во всех полях четыреста пятьдесят десятин, а достальную всю на себя, к чему они и радетелны; промыслов других никаких не имеют, почему и состояние имеют в зажитках средственное. Женщины сверх полевой работы упражняются в домашних рукоделиях, предут лен, посконь и шерсть, ткут холсты и сукна для своих домашних обиходов, а частию и на продажу» (Ф. 1355. Оп. 1.Д. 1422. Л. 230-232).

«Деревня Тростянка, владения короннаго ведомства ясашньгх еконо-мических и из мордвы новокрещенных крестьян и пахотных салдат. Число дворов — 55. По 5-й ревизии душ: мужеска — 144, женска — 145. Положение имеет по обе стороны речки Тростянки и при занятом подле оной деревни и пруде, при коем состоит мукомольная деревянная мелница об одном поставе, действующая толко в талую воду, на коей мелится оной деревни крестьянами разной хлеб толко для дамашняго обиходу... Крестьяне состоят на положенном казенном окладе, землю запахивают всю на себя, к чему они и радетелны; промыслов других не имеют, почему состоянием в   зажитках средственны. Женщины сверх полевой работы упражняются в дамашних рукоделиях, прядут лен, посконь и шерсть, ткут холсты и сукна для своего употребления, а частию и на продажу. В Тростянке ясашных дватцеть пять дворов, в них мужеска шездесят пять, женска тож число; пахотных салдат тритцать дворов, в них мужеска семдесят девять, женска восемьдесят душ» (Там же. Л. 226-230). Вместе с Тростянкой описаны село Козмодемьянское Черновка тож и деревня Березовка.

«Деревня Кондузла Катериновка тож. Число дворов — 30. Общаго владения вдовы капитанши Пелагеи Глебовой дочери жены и сына ее надворного советника Моисея Александрова Богдановых и сестры ево титулярной советницы Катерины Александровой дочери жены Путиловой, с вырезанною в дву местах церковною землею. По 5-й ревизии душ: мужеска — 67, женска— 69. Положение имеет... на правом берегу двух ручьев

безыменных, из коих на одном против селения занят плотиной пруд, а оврага безыменнаго на левой стороне. Крестьяне состоят на оброке, платют господам в год з души по десяти рублей, а землю запахивают всю на себя, к чему они и радетельны; промыслов никаких не имеют, состоянием в зажитках достаточны. Женщины сверх полевой работы упражняются в дамашних рукоделиях, прядут лен, посконь и шерсть, ткут холсты и сукна для своего употребления и на продажу... За... Путиловой тритцать дворов, в них мужеска шездесят семь, женска шездесят девять душ...» (Там же. Л. 235-239 об.). Вместе с Кондузлой Катериновкой тож описаны село Богородское Богдановка тож и деревни Алакаевка, Запрудная Новая тож тех же владельцев.

В «Списках населенных мест Самарской губернии» (СПб., 1862) по 2-му стану Самарского уезда упоминаются эти же населенные пункты: «№ 194. Село владельческое Арханельское (Хилково) при речке Хилковке, 1 церковь православная; № 191. Деревня удельная Тростянка; № 195.. Деревня Екатериновка (Кондузла), Бонтятевка». Населенные пункты Булак и Малиновка не фигурируют. Соответственно, они возникли после 1862 г. Вулкан и Чапаеве явно получили свои названия после 1917 г. и поэтому для поисков сведений о них нужно знать их дореволюционные названия.

Поскольку село Хилково и деревни Тростянка и Катериновка не упоминаются в материалах 3-й ревизии (1762 г.) (Ф. 350. Оп. 2. Д. 2899), можно предположить, что они возникли во 2-й половине XVIII в. (Хилково

— между 1762 и 1769 гг., Тростянка и Катериновка — несколько позднее). Дополнительно сообщаем Вам, что архив производит выявление сведений за плату. Для Вас в данном случае сделано исключение.

Перышкин 245-8355 ДзЗ  13.01.2004                                                           Директор архива            М.Р. Рыженков

  «Всякому мила своя сторона» / пословица/
Самарская область… Матушка Волга! Сколько восторженных ассоциаций возникает с этими словами: волжский край с его хлебосольным и щедрым сердцем и сильным духом  людьми, с  необъятными  лесостепными просторами и, конечно, с величавым   стременем реки Волга, что несет в своих водах память о прославивших ее в веках людях.
 Все мы любим свой край. Но мало любить березку под родным окном, колышущийся на ветру ковыль, рыбалку на реке, когда утреннее солнце отражается  в мелких барашках волн, волжские берега, улицу и дворы, в которых проходит детство, и свой дом. Край, в котором мы живем, надо знать.
 Долгая жизнь села Хилково промелькнула как яркая круговерть забот и тревог и  растаяла в дымке времен.
Село находится на 51-53 градусах северной широты, 49-50 градусах восточной долготы. Территория села  расположена на холмистой равнине, которая прорезается реками, балками.
Природная зона- лесостепь.
Какие красивые поэтические названия носят местные речушки: Яблонька, Ветлянка! Хорошенькое! Можно утолить жажду в многочисленных родниках с  хрустальной водой.
Наши места удивительно   красивы зимой: все холмы, балки, леса  укрыты пушистым снегом; весной, когда в балках цветут дикие тюльпаны, гладиолусы, по опушкам лесов- адонис, подснежники; летом,  когда начинается  цветение гречихи, липы, созревают ягоды; осенью леса  одеваются в разноцветные уборы. Вот раздолье для грибников.
               На Заволжской на земле,
               На Российской стороне,
               В области  Самарской,
               В районе Красноярском,
               Где побед не перечесть
               Хилковское поселенье есть.
 
            И мы расскажем Вам о поселенье Хилково,
            Кусочке прекрасной Российской земли.
            Где дороги нам и тропинка и поле,
            Клубничка лесная, лесные цветы.
 
ИЗ ИСТОРИИ  СЕЛА ХИЛКОВО 
 
                                            «Люблю и знаю. Знаю и люблю.
                                            И тем полней люблю, чем лучше понимаю»
                                                                                            Ю.К. Ефремов
       
  В 1851 году образовалась Самарская Губерния, в которую вошли Бузулукский, Бугурусланский, и Бугульминские уезды Оренбургской области. Село Хилково и окрестные деревеньки вошли в состав Бугурусланского уезда. Позднее на территории села Хилково находилось имение Курлина, сам он редко приезжал в Хилково.  Управлял им управляющий Овчинников, живший в центре села.         Экономическое развитие России в первой половине 19 века характеризуется дальнейшим разложением крепостнической системы, обострением ее кризиса. В этот период в недрах феодального строя вызревали новые производительные силы, которые вступали в непримиримое противоречие с господствующими тогда  в стране феодально крепостническими производственными отношениями.
          Повсеместно развивались мелкие крестьянские промыслы, на базе которых возникали мануфактуры, основанные на вольнонаемном труде. Промыслами занималось много малоземельных крестьян, чтобы платить оброки, подати и сборы.

          Многие крестьяне вынуждены были ездить на заработки. Крестьяне села Хилково группами и в одиночку ездили на заработки в город Златоуст на чугунолитейный завод. Острая нужда заставила прибегать к займам у кулаков, батрачить на них.

Вот кусочек воспоминаний, сохранившихся в сельской библиотеке, бывшей жительницы села – Матрены Андреевны Мастяевой:

С 6 лет служила в няньках у хозяина мельницы Данилина, ставшего

затем белогвардейским офицером. Хозяева были добрые, кормили, одевали. После шести лет услужения дали 25 рублей.

Основная масса крестьян неудержимо скатывалась в омут нищеты.

И вот на пороге год 1917.

Революционные события волной прокатились по нашей стране. Гражданская война огненным пламенем прошлась по судьбам людей. Долетело и до нашего селения эхо гражданской войны. Участниками ее стали наши земляки. Это   братья Аверьяновы Андрей и Семен, которым довелось бороться с бандами Махно и Петлюры. Ганин Прокопий Сергеевич воевал в партизанском отряде с белочехами,  участвовал в разгроме Колчака. Котов  Павел Иванович и Конычев Кондратий Иванович  служили в дивизии Чапаева.

Молодая страна Советов накануне великих перемен. 27 ноября 1923 года в селе Хилково образовалась первая партячейка, которая состояла из трех коммунистов( Мельников – секретарь, Огородников, Спиридонов) и двух кандидатов( Михеев и Иванов). В это же время  появилась первая начальная школа в доме бывшего кулака Шаронова; первый трактор «Фордзон», и первый тракторист- Григорий Верещагин.

Наступили годы коллективизации. Происходит объединение разрозненных крестьянских хозяйств в колхозы и совхозы. В 1930 году на территории села Хилково, хоть и с опозданием были созданы совхоз «Ягодное» и колхоз имени Чапаева.

Первым организатором колхоза был Григорий Степанович Мастяев. Совхозом же руководит Кулешов(имя и отчество к сожалению забыты).

Производственные мощности совхоза «Ягодное» в 1933 году таковы: земли – 1,2 тыс.га., лошадей – 46 голов, свиней – 3048, автомашин – 1, тракторов – 8, КРС – 192 головы, постоянной рабочей силы – 75 человек. Совхоз «Ягодное» входил в систему Самарского свинтреста.

       Колхоз имени Чапаева являлся в основном зерновым хозяйством, имелось и поголовье КРС: 100 лошадей, 1000 голов овец.

        В 1941 году мирный труд советских людей прервала война. Фашистская Германия напала на нашу  страну, и советские люди мобилизовали все силы и средства на борьбу с врагом.

         Страна разделилась на два фронта, которые были тесно связаны и не могли существовать один от другого. В первые дни войны стали уходить на фронт жители наших сел: молодые и старые, юноши и девушки. В селах остались работать женщины, старики, дети. Им приходилось работать за двоих. Трудились они на полях и на фермах, осенью работали на заготовке кормов. Все приходилось делать вручную.

         Кончилась война, не все вернулись с фронта, как и по всей стране, началось восстановление сельхозпроизводства. Постепенно страна стала подниматься с колеи.

         В апреле 1960 года к совхозу «Ягодное» были присоединены колхозы:
- имени Калинина – расположенный в селе Тростянка

- имени Чапаева – расположенный в селе Хилково

- «Путь к коммунизму»- расположенный в селе Вулкан

         И в том же 1960 году совхоз «Ягодное» был переименован в совхоз «Уголок Ленина» с центральной усадьбой в селе Хилково, а в селах: Вулкан, Екатериновка, Малиновка, Ягодное, Тростянка – расположились отделения совхоза.

   Бывал в нашей местности писатель Эртель.         

Э́ртель Алекса́ндр Ива́нович (1855—1908) — русский писатель.

Родился в 1855 г. в селе Ксизово Задонского уезда  Воронежской губернии, в одном из помещичьих имений, которыми управлял его отец, обрусевший немец. С 1896 г. занял должность управляющего в одном тамбовском имении. На литературное поприще Эртель вступил в 1879 г., обратив на себя внимание критики и публики очерком: «Два помещика». Затем последовал длинный ряд очерков и рассказов, под заглавием «Записки степняка», в Вестнике Европы (1880—1882), Русском Богатстве (1881, «Земец»), «Деле» (1879—1882) и других изданиях. В Русской Мысли напечатан большой роман Эртеля: «Гарденины, их дворня, приверженцы и враги» (1889 и отдельное издание — 1890).

XVIII. ПОСЛЕДНИЕ ВРЕМЕНА

   В архиве Эртеля сохранился автограф чернового текста "Последних времен" (примерно с середины рассказа до его конца). В конце рассказа стоит дата: "4 августа 1882 года. С. Хилково, Самарского уезда". Судя по черновым автографам и записям Эртеля в дневниках, первоначальное название рассказа было "Отцы".

   В письме от 29 сентября 1882 года Константин Михайлович Станюкович - редактор журнала "Дело" - писал Эртелю о том, что "Последние времена" ему понравились, но все же он не причисляет этот рассказ к числу лучших вещей Эртеля. Станюкович критиковал Эртеля за примененный им в этом рассказе прием обрисовки характеров в диалогах, а не в действии, что, по мнению Станюковича, "много вредит целостности впечатления и заставляет читателя на веру принимать жизненность и типичность того или другого лица. Подобная манера письма не дает возможности автору ярко и выпукло очерчивать характеры и лица". Из персонажей, действующих в рассказе, по мнению Станюковича, "Юс и старец из гвардии подпоручиков удались" (ф. 349, папка XVIII, ед. хр. 11/1--6).

Еще 80 лет назад во многих селах Красноярского района были слышны звуки благовеста. Теперь уже немногие помнят то время, время колоколов. Христианские храмы были построены в селах Старый Буян (1707 г.). Красный Яр (1745 г.), Кобелъма, Раковка и Хилково (1769 г.).

12 января 1891 года
   − В с. Хилково Самарского уезда священником Сосипатровым и крестьянином А. Селезневым открыта бесплатная столовая «для беднейших крестьян». Работала  до 1 июня 1892 года (ГАСО. Ф.219. Оп.1. Д.5.Л.4об.-5).
АНАТОЛИЙ
(Каменский Алексей Васильевич; 3.10.1863, Самарская губ.- 20.09.1925, Омск), архиеп. Иркутский. В 1888 г. окончил Самарскую ДС и был назначен надзирателем семинарии. В том же году рукоположен во священника, служил в церкви с. Хилково Самарского у. В 1891 г. поступил в СПбДА, окончил ее в 1895 г. со степенью канд. богословия. Овдовел. 26 авг. 1895 г. еп. Симбирским Никандром (Молчановым) был пострижен в монашество и назначен в Североамериканскую миссию настоятелем Михаило-Архангельского собора г. Ситка на Аляске и смотрителем миссионерской школы. Окончил 3 курса исторического фак-та ун-та штата Миннесота. В 1897 г. возведен в сан архимандрита, в 1898 г. причислен к архиерейскому дому в Сан-Франциско. С 16 марта 1899 г. А. работал учителем миннеаполисской школы, с 28 июня того же года был также смотрителем приюта при ней. По возвращении в Россию, с 6 июня 1903 по 1906 г., ректор Одесской ДС.
10 дек. 1906 г. в Троицком соборе Александро-Невской лавры А. был хиротонисан во епископа Елисаветградского, викария Херсонской епархии. С 30 июля 1914 г. епископ Томский и Алтайский. Член Гос. Думы IV созыва, участник Поместного Собора РПЦ 1917-1918 гг., а также Томского соборного церковного совещания 1918 г. С 23 апр. 1920 г. архиепископ. Был инициатором создания в Томской епархии монастырских миссионерских курсов, воскресных и праздничных школ для детей. С 1923 по 1 февр. 1924 г. управлял Иркутской епархией, однако проживал в Омске при Омском архиеп. Викторе (Богоявленском), к-рому нередко сослужил. Скончался во время всенощного бдения в алтаре Братской ц. Омска.
Список членов Совета старообрядческой общины (белокриницкого согласия ?) с.Хилково (1909 г.)

Данные из метрических книг общины за 1909 г.

ГАСО, ф.1, оп.7, д. 286

Председатель Совета – Иван Михайлович Данилин

Уставщик – Василий Макарович Шувалов

 К началу XX века на территории района сложилась торговая сеть, ярмарки и базары. Было определено место, название, время и продолжительность каждой ярмарки:

с.Красный Яр

Сретеньская

2 февраля

1 день

Николаевская

9 мая

1 день

Ивановская

29 августа

1 день

с.Тростянка

Троицкая

(в день Святой Троицы)

1 день

с.Хилково

Казанская

2 октября

1 день

с.Б.Каменка

Трех Святская

30 января

1 день

В день коронации Их Величества

14 мая

1 день

Рождественская

8 сентября

1 день

с.Р.Селитьба

Владимирская

23 июня

1 день

      Гербъ рода князей Хилковыхъ

 

        Щитъ, разделенный на четыре части, имеетъ посередине малый золотой Щитокъ, въ коемъ изображено дерево Дубъ натурального цвета и на поверхности онаго Княжеская Шапка съ выходящею Рукою въ латахъ и съ мечемъ въ верьхъ подъятымъ, а въ низу сего щитка черный Медведь.Въ первой и четвертой частяхъ въ голубомъ поле означены: въ верхней- облеченная въ латы Рука съ подъятымъ въ верьхъ Мечемъ, а въ нижней – Дерево и отъ него идущий направо черный Медведь. Во второй и третьей частяхъ в серебреномъ поле изображены: въ верхней Дерево, а въ нижней- Крепость красного цвета. Щитъ покрытъ Мантию и Шапкою, принадлежащими Княжескому достоинству.

       Родъ князей Хилковыхъ происходитъ отъ Князей Стародубскихъ. Въ родословной Князей Стародубскихъ, находящейся въ Бархатной и другихъ родословныхъ книгахъ, показано, что потомокъ Великого Князя Иванъ Всеволодовичь получилъ отъ брата своего Великого Князя Ярослава Всеволодовича въ уделъ Стародуб и отъ того пошли Князья Стародубские.У правнука сего Великаго Князя Ивана Всеволодовича Князя Ивана Андреевича Ряполовскаго прозваниемъ Наговица, был правнукъ Князь Иванъ  Федоровичъ Хилокъ, коего потомки князя Хилковы многие, какъ Российская История показываетъ, служили въ Боярахъ и иныхъ знатнейшихъ чинахъ и жалованы были отъ  Государей поместями и другими знаками Монаршихъ милостей. Сказанное о роде Князей Хилковыхъ доказывается сверхъ Истории Российской Бархатною книгою и родословною Князей Хилковыхъ,  хранящеюся в Герольдии.   

«Каждому свой край сладок»

                                                                                                Пословица.

По воспоминаниям  старожилов Аверьяновой Евдокии Михайловны(1927 г.р.), Елисеева Сергея Семеновича(1921 г.р) названия некоторых объектов давались по фамилиям жителей. Например: Шаронов овраг - был  луговым наделом семьи Шароновых, Луконькин лес ( по имени  Лука), Курлины родники, Горюнов колодец (самый старый колодец),  Серов  и  Лоцманов (самый чистый) колодцы,  Огурцов овраг и Горшков овраг названы по фамилиям жителей, живших на краю оврагов.   Сохранился  до сегодняшнего дня  овраг с родниками, которые считались святыми, сюда приходили молиться верующие, чтобы вызвать дождь во время засухи ( он находится около осколка).

На территории села находилась церковь  высотой 34 метра, которая была разрушена в 1929 году. К приходу села Хилково относились села: Александровка, Михайловка, Костливцево   (Старые Каслы), Березовка и Екатериновка. Престольным праздником прихода является  Михайлов день (21 ноября).  Рядом с церковью находилось небольшое кладбище, на котором была найдена  Елисеевым С.С.серебряная     надгробная табличка со словами «Графу Михаилу Толстому». К сожалению, она была утеряна.

В настоящее время место нахождения церкви огорожено и там поставлен крест. 

Собачий поселок был назван по  большому количеству  собак, которых разводил помещик  по левой половине села  (так как село Хилково существовало от сегодняшних домов № 19 - №90), эти собаки были обменены на крепостных крестьян, которые поселились далее дома №90 –так называемые Термели ( по фамилии Термелевых).

Замечали количество животных в лесу - Медвежий лес, расположение пахотной земли на пригорках - Штаны, Горячий осколок  от того,  что лес когда-то был большим, но в результате пожара сгорел и остался отдельными частями, расположенными близко друг к другу.

Местное население выращивало лен, пшеницу, рожь.

На берегах рек из ветлы, вяза гнули обода для колес  телеги, которые мочили в реках, а спицы делали из березы.

Делали  в Хилково бочки, кадушки, лагушки (маленькая на ведро воды кадушка, которая закрывалась деревянной пробкой  и ставилась на краю поля во время полевых работ). Все изделия были изготовлены из любого дерева, кроме осины, так как от нее был горький вкус воды. Предпочтение отдавалось липе и ветле   (ветла долго держит холод).

                           Я свою милушку

                           Посажу в кадушку.

                           Ты сиди, сиди в кадушке

                           Пока с улицы приду.

Лапти плели из лыка - коры молодой липы. Во время сокодвижения обдирали  лыко, которое потом сушили и хранили, а по мере надобности размачивали и плели лапти.

                                        Эх, лапти мои,

                                       В четыре оборки.

                                       Хочу дома я ночую,

                                       Хочу у Егорки

Праздники встречали весело.

 На Рождество  первых пришедших в дом детей могли посадить на подушку,  чтобы  в доме было больше наседок; верили, что, если рождаются ягнята с белым окрасом шерсти, надо посадить на подушку ребенка с темным цветом волос, тогда будут рождаться  ягнята с темным окрасом шерсти.

                          Славить я не умею,

                             Просить я не смею,

                             А вы хозяева знайте-

                         Пятачок дайте.     

На Масленицу пекли блины, дрались на кулачках - мерились силой, но без злобы. Одна половина села на другую. Делали соломенную бабу и жгли- провожали Масленицу.

                               Я на Масленицу  катался.

                               Стоит милка  у ворот

                               И стоит разинув рот.

                               А  народ и не поймет-

                               Где ворота, а где рот.

В Хилково свадьбы шли на  Мясоед (  Масленицу).

На Троицу ходили в лес, плели венки.

                                Придет Троица

                                Вся земля травой покроется,

                                Скоро миленький приедет,

                                Сердце успокоится.

Во время сенокоса носили ступни  ( по определению В.И.Даля – лапти с большой головой (передами) без ступника и запятника ( без бочков и задка) для выхода во двор и для обувки в доме), обувь, наподобие галош, которые плелись реденько, для того чтобы ноги не потели.

Заготовленное сено  складывали  на полях - это назвалось  сенницей,  и только зимой сено доставлялось во двор.

                     Вятские - ребята хватские

                     Семеро на омет,

                     Один подает.

                     Кричат: «Не заваливай!»

Провожая  солдат в армию, пели старую солдатскую песню:

           Ехали солдаты со службы домой,

           На плечах погоны, на грудях кресты,

           Едут по дороге – навстречу им отцы.

 

 В армии самарских ребят называли - «айдатиками» ( из-за того ,что всегда говорили вместо слова-« пойдем» - « айда»), « чайниками».  ( «  Кума,  ты  чай корову-то загнала?»    « Чай-то пила, а брюхо холодное»)

Местный диалект

 В словах местного диалекта  глотают отдельные буквы:  играет, стирает - говорят: играт, стират, кажет-вместо скажет. Горшок  называли кудункой, веник- голик.

Родственников называли мамка, папка, деданя (дедяка),  бабака.  Девочку Валю  называли - Валинка.

Хлюмить – означает плакать. Вместо  когда - говорят потом-( Потом приду- когда приду)

 Овраг ласково называли: овражек. Все колодцы назывались родниками. Соседи звались  шабрами. Вечерами по улицам разносились частушки.

                                  Шел я вечером поздненько

                                  По тебе широкий мост.

                                  Припевал я так важненько-

                                  Довел милую до слез.

                                  Пойду плясать по всему сараю.

                                  У нас молотить, а  я захвораю .

Перепевки:

                                  Вдоль по линии, по линии, по линии ,

                                  По линии мороз.

                                  Милый запер мое сердце

                                  И ключи с собой увез.

                                  Эх, милка   моя, и милашка моя.

                                  Как бы рожки да ножки

                                  Телушка была.

Девушки ткали рядно-ткань из льняных нитей. В приданое входило большое количество глиняных горшков, корчаг, тканых дорожек. Весной маленькие дети любили играть на полянах в пастухов: один ребенок был пастух, а остальные были коровками, поедающими траву. Игра городки называлась « рюхами», играли в лапту, штандер, чижик, прятки называли кулюкушками

    ПОСЛОВИЦЫ

Применялись и применяются до сих пор пословицы: « С большим брюхом да под попов двор»- говорилась тогда, когда просили добавки, намекая на то, что все ушло на попов двор во время сбора поповой дани- с каждого дома собирался пуд ( 16 кг зерна) и собирался хлеб в виде печеных караваев. Караваями кормили поповских свиней.

Пословица: «Нужен ты , как Петровке варежки»- говорилась тогда , когда отвергали что-то ненужное, так как Петровки приходятся на середину лета, и варежки  в жаркое время года не нужны.

Пословица: «Плохая деревня без шапки»- говорилась  в том случае, когда в деревне не было церкви, имея в виду,  что шапка- это крест на куполе церкви.

     МЕЛЬНИКИ

Между оврагом на кладбище и Горшковым оврагом на возвышении находилась мельница Климкина. Сначала она была ветряной, потом  купили   движок, и она работала до раскулачивания. По отзывам старожилов,  Климкин был добрый,,   и,  узнав, что в семье Павловых пала лошадь в кругу,  подарил этой семье лошадь с жеребенком со словами : « У меня еще будет, а у вас нет».

Сергей Семенович Елисеев рассказал про мельника Курлина со слов  деда Вани Мальчихина, который  рассказывал  истории молодому Сергею.

Иван Михайлович Курлин не был  помещиком, он был управляющим у барина, жившего в  селе Солянка. У барина была дочь Катерина, которая  никак не могла выйти  замуж. Барин и говорит Курлину: « Вот тебе моя  Катя и вот половина хозяйства, хозяйствуй, как хочешь и можешь, моей ноги у тебя не будет».   (В смысле мешать не будет). Таким образом  мельница отошла к Курлину. До сих пор на месте мельницы сохранились камни-жернова.

Единственная до сих пор частично сохранившаяся бывшая мельница Данилина.

   БЫЛЬ ИЛИ НЕБЫЛЬ… 

Старожилы рассказывают о том, что первый помещик был Хилков, потом помещик Серебряков. Серебряков  проиграл поместье в карты Овчинникову.

Яганашки ( чеганашки)- проклятые люди, русалки.

Один мужчина удосужился поймать русалку, одел  на нее  крест с растением «петров крест». Привел русалку домой. Одели ее, обули, берут с собой в поле жать. Она жнет с ними, обедает. Но не разговаривает. На следующий день все обедали по  очереди. Девушку никто не приглашает. Захотела она есть  и говорит: «  Когда есть будем?» И с тех пор стала разговаривать . Выяснилось, что в русалки она попала из-за проклятия матери.

           То березка, то рябина,
           Куст ракиты над рекой.
           Край родной, навек любимый,
           Где найдешь еще такой,
           Где найдешь еще такой?
 
          Каждое село,  любой населенный пункт имеет свой облик, который создавался годами, десятилетиями  в  тяжелых испытаниях и в обыкновенных буднях. Чтобы воссоздать картину прошлого, нужно повернуть время вспять и прокрутить колесо истории, а вместе с этим вспомнить традиции, отношения  и людей нескольких поколений.
        Это очень трудно, потому что нет уже давно в живых многих очевидцев незабываемых мятежных времен. Многое невольно предано забвению.
Молодое поколение  должно знать краткую историю развития своего родного края. Ведь от любви к отчему дому, своей улице, селу начинается любовь к нашей огромной стране, которая зовется  РОССИЯ.