МОУ ХИЛКОВСКАЯ СОШ КРАСНОЯРСКОГО РАЙОНА САМАРСОЙ ОБЛАСТИ

 

   

  «О формах получения образования»

 

                                                                                                                                          

    

Почему мы не любим родительские собрания

Почему мы не любим родительские собрания

Родительские собрания. Может, это пережиток прошлого? Как собрания партийные, производственные, профсоюзные? Все больше и чаще кругом говорят об индивидуальной работе с детьми, творческом подходе к их обучению и воспитанию. Слов нет, личная встреча учителя и родителя дает иногда необыкновенный по эффективности результат. Но это в том случае, когда речь идет о конкретной проблеме конкретного ребенка.

А если весь класс не явился на урок физики? А если на вечеринку в школу шестиклассники принесли бутылку водки, и каждый хотя бы губы помочил? А если надо делать ремонт? А если на носу выпускной вечер? Как ни крути, а без общих сборов не обойтись. Другое дело, что в традициях нашей школы не собрания "по случаю" или "по необходимости", а обязательные, раз в два-три месяца, по графику, утвержденному директором или попечительским советом.

Проблема родительского собрания - это не проблема времени, а проблема психологического дискомфорта, с которой сталкиваются его участники. Редкий родитель, как и редкий учитель, скажет, что взаимные встречи - для них праздник. И те и другие идут на собрание как на обязательное, но очень нежелательное мероприятие. Почему? Скорее всего, потому, что не находят между собой общего языка. На родительском собрании чаще всего царит взаимное непонимание. Среднестатистический учитель склонен во всех неприятностях винить родителей, среднестатистические родители - учителей, из-за этого традиционные встречи и превращаются в разборки и обвинения, вместо того, чтобы стать местом обсуждения общих проблем и путей их разрешения.

Кого же видит перед собой классный руководитель, собравший в родном кабинете представителей старшего поколения своих учеников? Конечно, на 90% это будут мамы, что абсолютно нормально. В нашем обществе понятие "родитель" тождественно слову "мама", ведь воспитанием действительно занимаются именно женщины, да и учительнице удобнее иметь дело с себе подобными. Возможно, если бы в школе работало больше мужчин, как это было в дореволюционной России, на собрания ходили бы папы. А пока родительские собрания в массовой школе напоминают женсовет, на заседаниях которого присутствуют яркие типажи.

"Показушники". Их можно разделить на две категории. Первая - жены "новых русских", одетые в меха, украшенные бриллиантами, пришедшие в класс лишь за тем, чтобы продемонстрировать уровень своего благосостояния. Изящно пристроившись на ученическом стуле, такая мама снисходительно оценит "прикид" учительницы с зарплатой в десять тысяч рублей и, полируя ногти, так же снисходительно будет делать вид, что слушает ее речи. Вторая категория - интеллектуалы, любящие блеснуть умным вопросом, едким комментарием, который поставит в тупик Марью Ивановну так же легко, как оценочный анализ "новорусской" мамы. Интеллектуалы изучили все законы, читают газеты, консультируются со специалистами, и всегда лучше всех знают, как, что и кто должен преподавать.

"Галочники". Стараются не светиться и не высовываться, они просто приходят на собрание, чтобы "галочку поставить", отметиться. Их ничуть не волнует то, что обсуждается, и то, о чем говорится, даже если обсуждается поведение или успеваемость их родного чада. Чаще всего "галочниками" оказываются папы, которых жены по той или иной причине посылают вместо себя. Потом, требуя от них отчета, они убеждаются, что совершили непростительную ошибку: папа не в состоянии даже просто описать происходившее. Бывали и такие случаи, когда папы путали кабинеты и два часа проводили с родителями другого класса, но это никак не влияло на конечный результат. На собрании был? Был. А остальное неважно.

"Заместители". Похожи на "галочников" тем, что главная цель тех, кто их послал, - отметиться. Но "заместители" должны будут дать потом точное и подробное описание всего, что было на собрании, вплоть до цвета костюма "математички" и особенностей макияжа "англичанки", не говоря уже о тех словах, которые были сказаны о воспитуемом. К этой группе обычно относятся старшие сестры, редкие экземпляры активных пап, тети, некоторые бабушки и гувернантки. Не доверяя памяти, они ведут подробную запись происходящего и всегда очень внимательно слушают и еще более внимательно смотрят. Однако это вовсе не значит, что они все правильно понимают и смогут донести суть до пославших их на собрание мам, ничего не проинтерпретировав в зависимости от своего возраста и уровня интеллекта.

"Родители" - это те, кто приходит на собрание, чтобы узнать правду, сопоставив то, что рассказывает ребенок, с тем, что говорит учитель. "Родители" всегда адекватны, не склонны никого ни в чем обвинять, они готовы к сотрудничеству и являются для классного руководителя первыми помощниками. К делу образования и воспитания они относятся серьезно, но трезво, не строя иллюзий. Они четко осознают ту цель, которую поставили перед собой, и ту ответственность, которая на них лежит. Жаль только, что истинных родителей на собрании не так уж много.

"Фантомы" на собрания не ходят вообще, считая это мероприятие абсолютно ненужным. В каждом классе среди родителей всегда есть хотя бы один "фантом", с которым встретиться просто невозможно. Как правило, некоторые "фантомы" материализуются лишь на выпускном вечере, но есть и такие, кто навсегда уходит в глухое подполье, скрывая и лицо, и голос.

Но родительское собрание - процесс двусторонний. Учитель смотрит на мам, мамы на учителей, которые тоже представляют собой различные типы.

"Вась-Вась". К этой группе отнесем классных руководителей, кокетничающих и заигрывающих с родителями.

Многие мамы - их хорошие знакомые, благодаря которым открываются огромные возможности: от качественного обслуживания в районной поликлинике до билета на модный концерт или спектакль. Для "Вась-Васей" родительское собрание - возможность решить свои личные проблемы, поэтому это единственная учительская категория, которая любит собрания, а иногда и организует их специально - накануне 8 марта, собственного дня рождения, в разгар ремонта в квартире.

"Человек настроения". Может устроить на собрании такой разнос присутствующим, что мало не покажется. А может быть белым и пушистым, ласковым и добродушным, понимающим и прощающим. У него все зависит от настроения, и совладать со своими эмоциями он не может ни перед детьми, ни перед взрослыми. Идя на встречу с "человеком настроения", никогда не знаешь, чего ждать, поэтому таких встреч пытаются избегать.

"Тревожный". Крутит в руках носовой платок или шпаргалку, в которую периодически заглядывает, чтобы не сбиться. Глаза его опущены, по вискам струится пот, лицо покрыто красными пятнами или мертвенно бледно. Любой родительский вопрос нарушает более или менее плавный ход его монолога и надолго выбивает из колеи, поэтому знающие люди предпочитают вопросов не задавать. "Тревожный" никогда ничего не говорит по существу, не решает никаких вопросов, и его собрания заканчиваются раньше других, превращаясь в обоюдную пытку. "Тревожными" бывают молодые специалисты и классные руководители-мужчины, теряющиеся под пристальными взглядами десятка мам, отважившихся посетить это классное мероприятие.

"Авторитет". Не теряется в любой ситуации. Голос у "авторитета" громкий, интонации властные, взгляд суровый. Родителей такие классные руководители называют по фамилии, как детей, и требуют от них абсолютного подчинения, как от детей. Вопросов "авторитетам" тоже не задают, потому что страшно. Каждый родитель на таком собрании вновь чувствует себя школьником и боится получить "два". Не пойти на встречу с таким классным руководителем нельзя, а придешь - коленки дрожат. "Авторитет", якобы в интересах детей, способен потребовать с родителей все: ремонт кабинета, новую технику, наглядные пособия, дорогостоящие экскурсии - мамы на все дадут денег, лишь бы избежать осуждения. Часто собрания у таких "классных мам" начинаются с зачтения списка должников, а заканчиваются - списком неуспевающих или проштрафившихся. Порядок может меняться, суть - никогда.

"Демократы". В отличие от "авторитетов", редко кого-нибудь ругают. Их принцип - вседозволенность - распространяется и на взрослых (родителей и коллег), и на детей. К собранию они обычно не готовятся, о чем говорить - не знают, поэтому говорят все одновременно и ни о чем. Предметом обсуждения может быть и сорванный урок математики, и новая прическа Пети Иванова, причем и то и другое не будет осуждено. На собрания к "демократам" ходят немногие, в основном такие же "демократы" или любители потрепаться. Сам "демократ" уверен, что в его классе нет никаких проблем, в действительности их оказывается всегда достаточно много, и однажды происходит взрыв, но его последствия разгребают другие, чаще всего родители.

"Классный руководитель". Ведет собрание спокойно и вдумчиво, его план он составляет заранее, но говорит свободно, не пользуясь предварительными записями. Он всегда в курсе всех дел класса в целом и каждого ученика в отдельности. Он никогда не обсуждает с родителями отметки и поведение их чад в присутствии других родителей, предпочитая индивидуальные беседы.

На собрание он выносит обсуждение глобальных проблем и всегда сам предлагает пути выхода из тупика, выслушав предварительно мнение родительского актива. Он всегда ищет разумный компромисс, понимая, что учитель и родители делают все-таки общее дело и не должны противостоять друг другу. Он принимает всех и хотя бы внешне старается показать, что все ученики ему одинаково дороги. Он избегает родительских подарков и других приятных поощрений, а если и поддается искушению, то об этом не знает никто. Он смущенно говорит о необходимости очередного денежного взноса на охрану или на ремонт. Он скромен, учтив и доброжелателен. К такому на собрание идут с радостью и с надеждой. Вы таких знаете?

Родители и классные руководители собраны в одном помещении не чьей-то прихотью или параграфом школьного устава, не капризом директора или министра. Точка пресечения их интересов, профессиональных или личных, - ребенок, и ни те, ни другие не имеют права забывать об этом. А ради ребенка, его успешности и покоя, можно пожертвовать многим. Поэтому не стоит искать виноватых, лучше принять ситуацию в том виде, в котором она сложилась, и вместе, дружно и согласованно попытаться выйти из тупика.

Чтобы родительское собрание не было пыткой для обеих сторон, а стало важным и полезным для всех инструментом в нелегком деле воспитания детей, не грех помнить следующее.

Роли мамы и учителя все-таки различны. Мама безгранично любит своего ребенка, каким бы он ни был, рыжим или кудрявым брюнетом, двоечником или победителем самых разных конкурсов и олимпиад, неуклюжим толстячком или стройным атлетом. Мама любит не за успех, а по праву рождения. А вот для учителя все равны перед законом, любить учитель может только своих собственных детей, а не любить своих собственных врагов. И только.

Мамы не имеют права требовать от учителя любви к своему ребенку. В конце концов, учитель тоже человек: кто-то вызывает симпатию, а кто-то нет. Мама может рассчитывать на приятие, на понимание. А умение принять и понять - это уже степень учительского профессионализма.

Помощь нужна и мамам, и классным руководителям, так предложите ее друг другу. Не ждите от кого-то готового рецепта - каждый ребенок индивидуален, а значит, индивидуален и подход к нему. Ищите этот подход вместе.

Не все "Марьи Ивановны" - "самонадеянные дуры", так же, как не все мамы - "глупые наседки". Идите на собрание, внушив себе, что вас ждет встреча с умными людьми, единомышленниками.

Приятие достигается не через дорогие подарки, а через подлинное внимание и уважение к личности. Проявите их по отношению друг к другу, и атмосфера собрания сразу разрядится.

Общение родителей с преподавателями и одноклассниками детей не должно ограничиваться только календарными планами по графику директора школы. Мама, ищущая контакта с классным руководителем, чтобы поговорить о своем ребенке, общающаяся с другими мамами, чтобы перенять их родительский опыт, знакомая с соучениками родного чада, чтобы вникнуть в их интересы, всегда достигнет большего, чем та, которая считает, что раз кому-то "деньги платят", так пусть он за все и отвечает.

Собрание родителей не обязательно должно проходить в душном классе и по инициативе классной руководительницы. Проведите его у кого-нибудь дома за чашкой чая, или в лесу на полянке, или в автобусе, пока ваши детки едут в цирк или на экскурсию. Да мало ли мест, где собираются люди, заинтересованные общим делом? У каждого есть свои странности: и у ребенка, и у его мамы, и у его учительницы. Так это же как раз и здорово! Давайте учиться друг у друга.

Мария Демина   http://digest.subscribe.ru/children/school/n513521713.html

При подготовке выпуска использованы материалы книги А.Е. Соболевой, Е.Н. Емельяновой. Школьные перегрузки. Как помочь своему ребенку. СПб, Питер, 2009. 128 стр.

   

 Ребенок в семье

Идеальные Ребенок в семье

Идеальные родители глазами детей, идеальный ребенок глазами родителей

Счастье мыслящего человека состоит не в том, чтобы играть в жизни милыми игрушками, а в том, чтобы вносить как можно больше света и теплоты в су­ществование всех окружающих людей.

Януш Корчак

Что такое семья? С чем можно сравнить радость обретения собственной семьи и горечь ее потери? Можно ли прожить полноценную жизнь, не имея семьи? На эти и другие вопросы пытается давать ответы человек в течение стольких тысячелетий, сколько существует сама планета Земля.жно ли прожить полноценную жизнь, не имея семьи? На эти и другие вопросы пытается давать ответы человек в течение стольких тысячелетий, сколько существует сама планета Земля.

Какая она, семья 21-го века? Какой она может стать? Что она представ­ляет собой сегодня с точки зрения детей и родителей, совпадают ли мне­ния взрослых и детей в оценке сегодняшней семейной ситуации — в этом и во многом другом хотелось бы разобраться.

Отзвучал вальс Мендельсона, и молодым людям, только что вступив­шим в брак, был задан вопрос: что такое семья для вас?

Каждый из супругов, отвечавших на вопрос, говорил самостоятельно.

без помощи друг друга.

В опросе участвовали 32 семейные пары. 10 пар отметили, что семья

для них —это любовь друг к другу;

12 пар отметили, что главным и значимым критерием существования

их семьи станет взаимопонимание;

8 пар определили для себя, что главным в существовании семьи являет­ся уважение друг к другу;

2 пары предположили, что краеугольным камнем и основой прочности их семьи будет отсутствие лжи в отношениях мужа и жены.

Молодым супругам было предложено ответить на вопрос: предполага­ют ли они иметь детей? Из 32 пар утвердительно ответили 28, оставшиеся молодые пары воздержались от ответа.

Семейным парам, которые не мыслят свою жизнь без ребенка, было предложено ответить на следующие вопросы: кого можно назвать «иде­альной матерью», «идеальным отцом»?

Результаты опроса получились достаточно интересными.

Идеальная мама

Идеальная мама в представлении молодых людей, вступивших в  брак, — это женщина, которая:

  • в течение всей своей жизни остается нужной своим детям и мужу;

  • всегда проявляет дружеское расположение и считает подарком в ее судьбе собственную семью;

  • формирует традиции существования своей семьи;

  • находит время для общения со своими подругами и приятельницами;

  • материально не зависит от собственного мужа, стремится достичь хо­роших результатов профессионально,     чтобы дети могли ею гордиться;

  • много общается с собственными детьми, интересуется их жизнью и мнением об окружающем мире;

  • искренне радуется успехам и огорчается неудачам своих детей и мужа;

  • делит с мужем все беды и несчастья, ничего при этом от него не скрывая.

Идеальный отец

Идеальный отец, по мнению молодоженов, — это человек, который;

  • максимально заботится о собственной семье;

  • не находится «под каблуком у жены», имеет на все свое мнение;

  • всегда знает обо всем происходящем в его семье не в последнюю оче­редь;

  • много общается со своими детьми, учит их жить в мире людей;

  • профессионально состоятелен; :

  • поддерживает авторитет матери в семье, воспитывает на собственном

  • примере умение любить и быть любимым.

Молодые люди, отвечавшие на поставленные им вопросы, в своих от­ветах обратили внимание на тс проблемы, которые их более всего волну­ют. Их размышления наводят на мысль о том, что в своих будущих семьях им хочется уйти от таких жизненных ситуаций, с которыми они уже стал­кивались достаточно часто в родительских семьях.

На вопрос: «Хотели бы вы, чтобы ваша только что образовавшаяся семья была чем-то похожа на семью, в которой вы выросли?» — лишь 8 мо­лодых пар утвердительно ответили: «да». Это говорит о том, что многие молодые люди вступают в брак с надеждой, что проблемы и трудности ро­дительских отношений станут примером того, как не нужно строить семейный очаг.

Следующий вопрос: «Каким должен быть в семье ребенок, с которым нет проблем?» — был адресован родителям учащихся разных классов.

Идеальный ребенок

Идеальный ребенок — это ребенок, который:

  •  слушается во всем своих родителей;

  •  выполняет все то, что ему поручают в школе и дома;

  •  помогает старшим братьям и сестрам, взрослым, не обижает младших;

  • умеет отвечать за свои поступки; ' самостоятелен и активен;

  • имеет друзей и дорожит ими;

  • в любой ситуации всегда говорит правду;

  • дорожит своей семьей, родными и близкими ему людьми, бережно от­носится к своим родителям;

  • имеет в доме свои обязанности и ответственно к ним относится;

  • знает материальные возможности семьи и старается их придерживаться;

  • умеет и хочет трудиться, с раннего детства определяет, чего он хочет добиться в жизни.

Одна из главных проблем, которая поднимается детьми в исследовании, — это проблема взаимопонимания. И детям, и взрослым необходи­мо, чтобы их не только слушали, но и слышали; не только принимали, но и поддерживали и помогали.

Родителям наших сегодняшних учеников и тем, кто только собирается стать родителем, необходимо знать, что, по мнению психологов, счастли­вые и несчастные семейные союзы имеют между собой десять основных различий.

В несчастливых семьях муж и жена:

1.   Не думают одинаково по многим вопросам и проблемам.

2.    Плохо понимают чувства другого человека.

3.    Говорят слова, которые раздражают другого человека.

4.   Часто ощущают на себе нелюбовь другого человека.

5.   Не обращают внимания на того, кто рядом идет по жизни, иногда спохватываясь только тогда, когда человека рядом нет.

6.   Чувствуют постоянную потребность в доверии, которого им не хва­тает.

7.   Постоянно ощущают потребность в человеке, с которым можно поделиться самым сокровенным и выговориться.

8.    Редко делают комплименты друг другу, почти не вспоминают зна­чимые даты в жизни другого человека.

9.    Не считаются с мнением другого человека, не дорожат им.

10. Мечтают о большей любви, даже пытаются ее искать.

Как сделать так, чтобы как можно большее число семей было счастли­во, чтобы ребенок гордился своей семьей, а семья радовалась успехами своего ребенка и гордилась им?

Для этого достаточно всем членам семьи выполнять следующие очень простые правила, которые, однако, требуют определенных усилий от всех членов семьи.

1. Как можно меньше злиться и ворчать друг на друга по поводу и без повода.

2.   Не пытаться никого переделывать на свой лад, особенно если дру­гой человек не осознает необходимость собственного самосовер­шенствования.

3.   Не увлекаться критикой; маленькому и большому человеку гораздо приятнее узнавать о себе как о хорошем человеке, чем как о пло­хом.

4.   Искренне восхищаться достоинствами членов своей семьи, зара­нее демонстрируя и предвосхищая их будущие, еще не проявивши­еся возможности.

5.   Постоянно демонстрировать внимание своим родным и близким людям. Только в таком случае можно рассчитывать на ответное внимание.

6.   Быть вежливым и предупредительным с родными и близкими, нес­мотря ни на какие трудности, нередко возникающие при общении.

Приведенные выше правила общения детей и взрослых, которые необ­ходимо неукоснительно выполнять, как бы трудно это ни было, рано или поздно принесут свои плоды.

Общаясь с учащимися разных возрастов, можно сделать один вывод: прежде чем предъявлять требования к своему ребенку, родители должны  предъявить требования к себе, чтобы стать истинным и непреложным примером для своих детей.

Учащиеся — выпускники школы, предложили свой вариант Кодекса истинного родителя:

  • •  Если родители требуют от ребенка, чтобы он много и с удовольствием читал, они читают сами много и с удовольствием, несмотря на недоста­ток времени.

  • •  Если родители требуют, чтобы ребенок не лгал, они не лгут сами ни себе, ни другим, ни собственному ребенку.

  • • Если родители требуют от ребенка проявления трудолюбия, они сами его проявляют и создают условия для формирования у ребенка умения трудиться. ,,

  • • Если родители хотят, чтобы их ребенок не воровал, они сами не должны создавать подобных ситуаций в своей семье (пусть даже по мелочам).

  • •  Если родители хотят, чтобы их ребенок не пристрастился с раннего детства к спиртным напиткам, они сами не должны создавать культ спиртных напитков в своей семье. Культ спиртных напитков проявля­ется в том, что даже в детские праздники родители не могут обойтись без них,

  • •  Если родители хотят, чтобы их ребенок бережно и уважительно отно­сился к дедушкам и бабушкам, они начинают с себя и сами уважитель­но и бережно относятся к своим родителям.

  • •  Если родители хотят, чтобы их ребенок не страдал от одиночества, они дают ему возможность иметь друзей, приводить их в свой дом. Это возможно только в том случае, если сами родители имеют настоящих друзей и ребенок встречается с ними и своем доме.

  • • Если родители хотят, чтобы ребенок не относился к школе и учению с предубеждением, они сами вспоминают о школьных днях с удовольствием и с самыми теплыми чувствами.

Только добрый пример отца и матери может дать добрые всходы.

                                       

 

Контактные сведения

Телефон
846(257) 44-1-42 
Факс
846(257) 44-1-42 
Почтовый адрес
446396 Самарская область Красноярский район село Хилково улица Школьная, 2 
Электронная почта
Общие сведения:Веб-мастер:  hilkm@maill.ru
 

 

Отправить сообщение для: hilkm@maill.ru с вопросами и замечаниями об этом веб-узле.
© 2008 Муниципальное образовательное учреждение Хилковская средняя образововательная школа Красноярского района Самарской области
Дата равить сообщение для:


Hosted by uCoz