ссылки

СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Образовательная медиа-сеть СЗУ

АСУ РСО

МОУ ДПО Ресурсный Центр Красноярского района

ДЮЦ Красноярского района

Министерство образования и науки Самарской области

Министерство образования и науки РФ

 

 


 

  

Программа мониторинговых исследований качества образовательного процесса.

1.   Введение

2.     Паспорт программы

3.   Концептуальное обоснование целевых установок программы

4.   Основные показатели

5.   Программные мероприятия 

6.   Список литературы

7.   Приложения

ВВЕДЕНИЕ

         Программа мониторинговых исследований образовательного процесса муниципального образовательного учреждения Хилковской средней общеобразовательной школы (далее - Программа) – основополагающий документ, устанавливающий приоритетные направления исследования деятельности организации. Программа основывается на Концепции модернизации российского образования до 2010 года,  Федеральной целевой программы развития образования на 2006 – 2010 гг., Законе РФ «Об образовании.

         Цели, задачи, предмет, методы и сроки  Программы определены на основе анализа программы долгосрочного развития школы, системы внутришкольного контроля, текущего состояния системы образования.

         Основополагающий подход – создание системы мониторинга, отвечающей  специфики образовательного учреждения (особенностями контингента обучающихся и их семей), накопленным опытом  в ходе участия школы в  эксперименте по  апробации   структуры и содержания общего образования, профильного обучения, экологизации школьного образования, информатизации школьного образования и профилактической работой по программам психолого-педагогического сопровождения  детей группы риска.

Паспорт программы

 Наименование

           Программа мониторинговых исследований качества образовательного процесса  МОУ Хилковской  СОШ  с.Хилково Красноярского  района 

Назначение Программы

      Программа является организационно – правовой основой функционирования школы

 

Основания

разработки

Программы

      Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка», Закон РФ «Об образовании», Федеральная целевая программа развития образования на 2006 – 2010 годы

Разработчики

Программы

       Администрация и педагогический коллектив муниципального образовательного учреждения Хилковская средняя общеобразовательная школа

 Исполнители

реализации Программы

       Участники образовательного процесса муниципального образовательного учреждения Хилковская средняя общеобразовательная школа

Цель Программы

Реализация мониторинга качества образования МОУ Хилковская СОШ

 

Задачи

- непрерывное наблюдение за состоянием системы образования  и получение оперативной информации о ней;

- своевременное выявление изменений, происходящих в системе образования, факторов, вызывающих их;

- предупреждение негативных тенденций в системе образования;

- оценка эффективности и полноты реализации методического обеспечения образования.

Предмет мониторинговых исследований качества образования

- результаты учебной и образовательной деятельности;

- образовательные программы;

- профессиональное мастерство педагогов и сотрудников школы;

- результаты воспитательной деятельности;

- результаты реализации программы развития школы.

Объект мониторинговых исследований качества образования

Образовательный процесс

Субъект мониторинговых исследований качества образования

- учителя – предметники;

- учащиеся;

- классные руководители;

- педагоги и сотрудники школы;

- администрация школы;

- родители.

КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЦЕЛЕВЫХ УСТАНОВОК ПРОГРАММЫ

В основе проводимых реформ в системе образования лежит смена ценности, абсолютной ценностью образования признается человек. В сегодняшней ситуации образование должно выступать гарантом социальной успешности, формируя у человека правильное отношение к ценностям образования и культуры, к природе и своему здоровью, создавая вокруг него обстановку гуманитарной безопасности. Однако достигнуть такой целостности, не изменив прежнего состояния школы, невозможно, необходимы преобразования. Речь идет о новом видении социально-образовательных функций школы, социального заказа на образование в рамках муниципальной системы.

Актуализируется потребность в учебных заведениях, в которых осуществляется общее образование в тесной связи с профессиональным обуче­нием и общекультурным, социальным развитием личности. Движущей силой процесса становления новых школ является социально-педагогическая стабильность и профессиональная мобильность педагогических коллективов, их способность к инновационной деятельности.

В условиях развития современного образования каж­дая школа определяет свои пути развития. Это закономерное, эволюционное управляемое позитивное изменение самой школы (ее целей, содержания, методов, форм организации педагогического процесса) и ее управляющей системы, приводящее к эффективному достижению качественно новых результатов образования, воспитания, развития учащихся. В связи с этим появляется объективная необходимость построения новой системы оценки качества – мониторинг, которая позволит проследить не только качество знаний, умений и навыков, но и развития базовых компетенций.

Основные показатели школьного мониторинга.

Учащиеся

Этот объект включает в себя следующие показатели:

количественные, ежегодно анализируемые в начале учебного года (количество учащихся, возрастной состав, количество мальчиков и девочек).

ОШ-1.

Результаты учебной деятельности:

уровень успеваемости учащихся, причины пробелов в знаниях; анализ поступления учащихся в вузы, техникумы, колледжи; уровень сформированности общеучебных умений и навыков; уровень обученности учащихся; ШТУР (школьный тест умственного развития) (см. Приложение).

Характеристики состояния здоровья, в частности:

- физическое здоровье учащихся;

- уровень физической подготовленности.

Результаты исследования психического развития учащихся, в том числе:

- исследование по типу характера;

- анализ психологического единства класса;

- выявление отношения учащихся к школе, включая мотива­цию учения, сферу познавательных интересов и уровень адаптации учащихся в школе.

Учителя

Анализ выполнения по пяти показателям:

1. Удовлетворенность учителя профессиональной деятельностью.

2. Уровень методических затруднений учителей.

3. Анализ инновационной деятельности педагога.

4. Рейтинг учителей.

         5. Количественные показатели состава учителей.

        Родители

Анализ проводится по трем показателям:

1. Социологическое исследование социального состава семей.

2. Исследование "Моя семья".

3. Отношение родителей к работе школы.

       Администрация

1. ОШ-1 - количественные показатели детского коллектива.

Количественный анализ набора учащихся в восьмой и десятый классы.

2.  Результат учебной деятельности. Анализ поступления выпускников школы в вузы, специальные учебные заведения. Анализ поступлений учащихся по направлениям: технические, юридические, экономические, гуманитарные и др. учебные заведения.

Анализ успеваемости учащихся включает два направления:

- Анализ успеваемости учащихся по количественным показателям. Он проводится в целом по школе и по каждому классу по четвертям. С картой успеваемости идёт работа на совещании учителей, родительских собраниях.

- Анализ причин пробелов в знаниях учащихся. Это исследование даёт большой материал для проведения педагогических совещаний, родительских собраний, индивидуальной работы с учителями.

3.  Объект «материально-техническое и методическое обеспечение образовательного процесса».

Эта работа приобретает сейчас большую актуальность в связи с удорожанием учебно-методической литературы и появлением большого количества альтернативных учебников. В конце учебного года библиотекарь доводит до сведения учителей информацию о количестве учебников, завучи информируют, какие учебники необходимо приобрести.

Ежегодно проводится аттестация учебных кабинетов, мастерских, в ходе которой анализируется материальное и методическое обеспечение кабинетов.

Мониторинг профессионального мастерства педагогов

Мониторинг знаний является одновременно диагностикой профессионального мастерства педагогов. В ходе мониторинга поступает обширная диагностическая информация о результатах учебной деятельности педагога. Для учителя диагностической информацией являются результаты контрольных срезов и их динамики в продвижении от «нулевого» результата к «промежуточному», от «промежуточного» к «итоговому». В качестве дополнительной информации о саморазвитии может быть общественно значимая деятельность во внеучебной сфере. Работа по полученным данным направлена на формирование у каждого учителя объективного отношения к знаниям ученика и их оценке, на преодоление негативного отношения к конфликтным, некоммуникабельным детям, на осознание убедительности выставленной оценки для ученика, создание у него стимула к дальнейшему познанию.

Отслеживание «контрольных» показателей учебной деятельности учащихся ведется на протяжении всего учебного года с целью определения соответствия фактического уровня промежуточного результата требованиям образовательных программ. Система срезов предполагала свободный выбор учащимися предоставляемых разноуровневых заданий.

1)  для оценки динамики процесса обучения всех учащихся от стартового уровня к контрольному и далее к итоговому; сравнивались данные по каждому классу по этим контрольным точкам в пределах установленного оценочного диапазона;

2) для оценки прочности усвоения знаний сравнивались результаты предыдущего года с результатами последующего года обучения. Это дает возможность оценить успешность работы учителя в плане прочности усвоения материала.

Педагогический мониторинг является объединяющим началом социологического, психологического и медицинского мониторинга с целью получения целостного представления о личности школьника, что крайне необходимо для учебных заведений, работающих в режиме личностно-ориентированного образования. Такой комплексный подход к изучению личности школьника, учебной ситуации, сложившихся взглядов педколлектива и т. д. направлен прежде всего на осмысление реальных учебных возможностей: степени обученности, обучаемости (способности к обучению), познавательных интересов, мотива учения, а также на установление дидактических причин слабой успеваемости, степени удовлетворенности учащихся и учителей образовательным процессом, эмоционального состояния учащихся, характера внутри школьных взаимоотношений, педагогической культуры учителей. Как известно, продуктивность дидактического процесса зависит от многих факторов.

МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНИЯ

Предлагая группы диагностических процедур, важно обратить внимание на необходимость реализации мониторингового подхода, позволяющего регистрировать изменения, происходящие в системе, как во времени, так и по содержанию.

Мониторинг системы позволяет непросто регистрировать состояние ее на данный момент, но и дает материалы и основания для сравнения, для постоянного анализа и коррекции управленческих решений. Мониторинг качества управления - это систематическая и регулярная процедура сбора данных по важным управленческим аспектам на различных уровнях, основными элементами которой являются установление критериев, по которым можно судить о достижении целей; сбор данных и оценка конечных результатов и результатов принятых мер.

Таким образом, мониторинг - это не только системная диагностика, но и выявление и оценивание проведенных педагогических действий, обеспечивающих обратную связь, осведомляющую о соответствии фактических результатов деятельности педагогической системы её конечным целям.

 

Список литературы

1.     Афанасьева М. П., КозловаС.А., Клейман И.С. Управление качеством образования в общеобразовательном учреждении// Стандарты и мониторинг. -1999. - №1. – С. 13 – 23

2.         Громова Т. Критерии и оценки качества образования// Директор школы. – 2006. - №5. – С. 51 -56.

3.     Мониторинг качества учебного процесса: принципы, анализ, планирование/ авт. – сот. Г. П. Папова  и др., - Волгоград: Учитель, 2007. – 124 с.

 

 

 

Мы рады приветствовать Вас на сайте МОУ Хилковской СОШ Красноярского района Самарской области

Главная
ДокументыДеятельностьУправляющий советПубличный отчётРесурсыСотрудничествоПедагоги
О школеНовостиЖизнь школыОбратная связьМузей
Методическая копилка
Методический вестник


Hosted by uCoz