Формирование УУД на уроках гуманитарного цикла
| |
tatianalomteva | Дата: Среда, 14.12.2016, 15:48 | Сообщение # 1 |
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 4
Статус: Offline
| Формирование УУД на уроках гуманитарного цикла
Добавлено (11.12.2016, 18:09) --------------------------------------------- Одно из основных положений Концепции ФГОС – формированиеуниверсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. На мойвзгляд, нужно, во-первых, провести отбор содержания материала по темам; во-вторых, чтобы ученики смогли освоить универсальные способы действий, необходимо разнообразить формы, методы их достижения. В-третьих, должна быть системная организация учебного процесса: подготовка к ГИА должна начинаться не в 9 классе, а как минимум с 5 класса (или раньше). Если на уроках истории, обществознания, других гуманитарных предметах ученики до девятого класса не работали с источниками, не составляли планы, характеристики и т. д., то качественно выполнить часть С на экзамене очень трудно. Формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». Главная проблема – как сформировать эти умения?Добавлено (14.12.2016, 15:48) --------------------------------------------- По моему мнению, именноприменение коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы создаёт условия для развития интеллектуальной, творчески одарённой, нравственной личности, способной к общению в любом культурном пространстве. Особое место вформировании коммуникативных УУД на уроках литературы хотелось бы отвести театрализации как одной из форм групповойдеятельности учащихся. Пятиклассники, к примеру, с удовольствием инсценируют басни А.И. Крылова, самостоятельно создают декорации, костюмы. Важнейшую роль в формировании УУД играет работас текстом. Навык чтения по праву считается фундаментом всегообразования. Полноценное чтение — сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание (общее, полное и критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и многое другое. В деятельности чтения участвуют такие механизмы, как восприятие, узнавание, сличение, понимание, осмысление, антиципация, рефлексия и др. Немаловажную роль в воспитании внимательногочитателя играют и читательские интересы семьи, поэтому в выполнение домашнего задания можно включить родителей. Я используютакие задания как, например, прочитать рассказ, составить вопросы (составляют вместе с родителями); рассказать о любимой книге мамы, прочитать текст, ответить на вопрос (смыслового характера); составить словарь устаревших слов по сказке Пушкина); зашифровать текст. Учебный предмет «Литература» имеет особоезначение для формирования морально-ценностной позиции учащихся. Поэтому очень важно специально организовать ориентацию учащихся на поступок героя и его нравственное содержание. Для формирования коммуникативных УУД целесообразно использовать приемы, направленные на осмысление содержания текста:«Чтение с пометками», «Чтение с остановками» . «Чтениес остановками» открывает возможности целостного видения произведения.Примерные вопросы:Какие ассоциациивызывают у вас имена, фамилии героев?Что вы почувствовали,прочитав эту часть? Какие ощущения у васвозникли?Какие ваши ожиданияподтвердились? Что было неожиданным?Как вы думаете, чемзакончится рассказ? Как вы бы его закончили?Работа с текстомЗадание «Толстые итонкие вопросы» развивает умение задавать вопросы, анализировать, интерпретировать текст. Например:Кто...? Что...?Когда...?Как звать...?Согласны ли вы ...?Верно ли ...?Кромеэтого, важно, чтобы ребенок составлял содержательные ( по содержанию текста) и смысловые (помогающие выявить суть текста) вопросы. Это помогает лучше понять текст, разобраться в стилевых особенностях произведения. Составление кластера. Например, при изучении поэмы А.С. Пушкина«Руслан и Людмила», провожу такую игру: в центре доски рисую силуэт книги, в серединепишу название поэмы, рисую стрелочки, которые отходят от рисунка, ученики должны заполнить стрелочки словами из поэмы, другие — объясняют, в каком эпизоде встречается то или иное слово. Например, слова: "шапка, меч, русалка, пещера, кольцо, доблестный, финн, Наина и т.д."Дискуссия. Диалог учащихся может проходить нетолько в устной, но и письменной форме. Для становления способности к самообразованию очень важно развивать именно письменную форму диалогического взаимодействия с другими и самим собой. Наиболее удобное время для этого — основное звено школы (5-8 классы). Синквейн подходит для обобщения материала.Большие возможности дляформирования коммуникативно-речевых УУД дают ИКТ. С их помощью дети создают презентации к уроку,работают со словарями, биографическим материалом писателей и т.д.
|
|
| |
ь2ф3ь2ф3 | Дата: Четверг, 15.12.2016, 08:22 | Сообщение # 2 |
Лейтенант
Группа: Заблокированные
Сообщений: 1
Статус: Offline
| Одним из специальных средствразвития УУД могут являться памятки. Памятка — это словесное описание того, зачем, почему и какследует выполнять какое-либо учебное действие, можно выделить следующие виды памяток: - Памятка-алгоритм, которая предлагает строгофиксированную последовательность операций. - Памятка-инструкция, которая предлагаетжелаемую последовательность операций, но ученику дается возможность самостоятельно изменить эту последовательность или свернуть некоторые операции. - Памятка-совет, которая рекомендует возможныеспособы выполнения действия, оставляя ученику право выбора подходящего для него способа выполнения действия. - Памятка-показ, которая дает пример выполнениязадания. - Памятка-стимул, которая стимулирует активностьчерез раскрытие перспектив. Памятка предъявляется ученику на уроке передвыполнением упражнения. Памятки предназначены для того, чтобы научить учеников рационально выполнять учебную деятельность, совершаемую на уроке под руководством учителя, а также научить учеников работать самостоятельно. Среди технологий, методов иприёмов развития УУД в основной школе особое место занимают учебные ситуации, которые специализированы для развития определённых УУД. Они построены на предметном содержании и носят надпредметный характер. Типологияучебных ситуаций в основной школе: - ситуация-проблема – прототип реальнойпроблемы, которая требует оперативного решения (с помощью подобной ситуации можно вырабатывать умения по поиску оптимального решения); - ситуация-иллюстрация – прототип реальнойситуации, которая включается в качестве факта в лекционный материал (визуальная образная ситуация, представленная средствами ИКТ, вырабатывает умение визуализировать информацию для нахождения более простого способа её решения); - ситуация-оценка – прототип реальной ситуации сготовым предполагаемым решением, которое следует оценить, и предложить своё адекватное решение; - ситуация-тренинг – прототип стандартной илидругой ситуации (тренинг возможно проводить как по описанию ситуации, так и по её решению). Таким образом, мы можем сделать вывод, что в зависимости от того,какой результат нам требуется получить, мы вправе «адаптировать», изменять практически любое задание. УУД дают нам возможность ориентировать учащихся на учебную деятельность, как в предметном плане, так и в построении этой деятельности. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Разумное и творческое применение тех и ины
|
|
| |
Валиулова_Т_Н | Дата: Четверг, 15.12.2016, 09:41 | Сообщение # 3 |
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 14
Статус: Offline
| Особое значение приобретает выполнение школьниками учебных действий и самоконтроля, самостоятельный переход от одного этапа работы к другому, включение учащихся в совместную учебную деятельность. Добавлено (15.12.2016, 09:41) --------------------------------------------- Важнейшую роль в формировании УУД играет работа с текстом. Навык чтения по праву считается фундаментом всего образования. Полноценное чтение – сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание (общее, полное и критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и многое другое.
|
|
| |
huri458 | Дата: Пятница, 16.12.2016, 08:06 | Сообщение # 4 |
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 5
Статус: Offline
| Ученик осознаёт, что такое личность в диалоге со сверстниками, во взаимодействии с учителем. У ребёнка на начальном этапе обучения формируется представление о себе как о личности, когда он кратко рассказывает о себе на английском языке (как его имя, сколько ему лет, откуда он, чем любит заниматься). Ученик начинает осознавать, что существует другой язык и что он может в этой сфере общаться. Он начинает осознавать, для чего выполняются устные и письменные задания, для чего нужно выполнять домашние задания. На начальном этапе учащиеся знакомятся с названиями стран изучаемого языка, традициями и обычаями этих стран, героями литературных произведений, жизнью сверстников и начинают сравнивать их соответственно со своей страной. На этом этапе происходит нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей.Что касаетсярегулятивных универсальных учебных действий,на начальном этапе обучение необходимо часто менять виды учебной деятельности, учитывая психологические и возрастные особенности учащихся. На начальном этапе учатся, играя и играя, развиваются и обучаются. И при этом важно научить учащихся регулировать свою игровую деятельность. Саморегуляция происходит при инсценировке сказок, при разыгрывании диалогов, при составлении рассказа по цепочке, по опорной схеме, по картинкам, при ответах на вопросы учителя. Необходимо на начальном этапе научить детей прогнозировать свои результаты. Младшие школьники могут использовать самоконтроль для того, чтобы понять, всё ли у них получается, сверяя свои ответы с эталоном. В УМК который мы используем в своей работе в начальных классах, после каждой четверти есть тестовые задания для самоконтроля. При самоконтроле корректируется письменная и устная речь учащегося. При положительном результате у детей появляются позитивные эмоции, и повышается самооценка.Перейдём к рассмотрениюпознавательных универсальных учебных действий.В начальной школе познавательные действия, формируемые на уроках английского языка, ориентированы на использование в дальнейшем нового языка как средства приобретения и переработки информации: найти, прочитать, обобщить, изложить в устной и письменной форме, создать собственный текст. На начальном этапе обучения важно научить ученика самостоятельно ставить познавательные задачи:
|
|
| |
misssergeevaelena | Дата: Вторник, 20.12.2016, 17:51 | Сообщение # 5 |
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Статус: Offline
| На уроках истории дается широкий простор для формирования УУД. Это и работа со схемами, таблицами, диаграммами, работа с документами, персоналиями, понятийным аппаратом. Это всевозможные дидактические игры, которые и позволяют не только формировать, но и развивать коммуникативные, регулятивные, познавательные УУД. Самое главное – это обеспечить возможность обучающего самостоятельно осуществлять деятельность учения. Нужно научить детей ставить цели, самостоятельно искать и использовать необходимые средства. И, в первую очередь, речь должна идти на установку мотивационной ценности для достижения цели. Решение всех поставленных задач должно проходить через УУД. Ученик должен научиться самостоятельно обрабатывать любую информацию, работать с источниками, документами и материалами, уметь извлекать информацию из текста, использовать разные виды чтения, анализировать, (схемы, таблицы, диаграммы) проводить анализ, обобщение, группировать и классифицировать факты и явления ( революции, восстания, войны). Выявлять аналогии, (контурная карта, иллюстрации) причинно-следственные связи, выделять общие закономерности, например национально-освободительной борьбы, реформации и т.д.Таким образом, формирование УУД –это приоритетное направление в результатах освоения учебного предмета «история».
|
|
| |
Валиулова_Т_Н | Дата: Понедельник, 25.06.2018, 10:47 | Сообщение # 6 |
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 14
Статус: Offline
| Главный предмет литературы - человек, его внутренний мир, его отношения к другим людям. Нельзя ограничивать роль литературы только эстетическим наслаждением или только развитием интеллектуальных качеств учащихся, необходимо развивать нравственные чувства. Нужен комплексный подход к литературе, так как нужно и то, и другое, и третье. Данная тема является актуальной на современном этапе преподавания литературы, ибо литература обладает важнейшей функцией – воспитательной. Урок внеклассного чтения «Вечные ценности в рассказе-памятке В.Дёгтева «Азбука выживания» 11 класс Цель: формирование читательских интересов школьников; постижение нравственных уроков, заключенных в содержании рассказа. Задачи: 1. создать условия для развития интереса к современной литературе; 2. проанализировать рассказ В.Дёгтева «Азбука выживания»; 3.подвести обучающихся к попытке ответить на вопросы: как жить и чем руководствоваться в жизни; 4.помочь осознать значимость нравственного выбора в жизни человека; Форма: урок-размышление с применением технологии критического мышления.
|
|
| |
|