Методическое  объединение учителей

МОУ ХИЛКОВСКАЯ СОШ      Красноярского  района      Самарской области

              1 январь 2009 г.         

 

 

 Учитель начальных классов

ММОУ Хилковская СОШ.

 Вопилова Ольга Александровна

 

Развитие речи у учащихся

Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Наиболее важные ступени в овладении речью приходится на детский возраст- его дошкольный и начальный школьный периоды.

Первое условие речевого развития ребенка- это потребность общения, или коммуникации. Но общение возможно только с помощью общепонятных знаков, т.е слов, их сочетаний, различных оборотов речи. Детям нужно дать образцы речи, или создать речевую среду. Это второе условие развития речи ребенка. Овладение речью- это способ познания действительности. Речь, развиваясь, нуждается не только в языковом, но и фактическом материале. Школьник хорошо расскажет или напишет только о том, что хорошо знает. Для ребенка хорошая речь- залог успешного обучения и развития. В школе учащиеся овладевают чтением и письмом. И чтение, и письмо – это речевые умения, опирающиеся на систему языка, на знание его фонетики, графики, лексики, грамматики, орфографии, навыки построения собственной речи, и восприятия речи других людей.

В развитии речи выделяются три направления:

1. работа над словом;

2. работа над словосочетанием и предложением;

3. работа над связной речью ( текстом).

Все эти направления развиваются параллельно: словарная работа дает материал для предложений, для связной речи; при подготовке к рассказу, сочинению проводится работа над словом и предложением.

Требования к речи учащихся:

1.     содержательность

2.     логичность

3.     точность

4.     выразительность

5.     ясность

Слово- основная значащая единица языка. Нельзя забывать, что большинство слов имеет по несколько значений, кроме того, многие слова обладают устойчивой сочетаемостью с другими словами. Особенностью словарной работы в школе состоит в том, что она проводится в процессе всей учебно- воспитательной деятельности учителя.

Направления работы:

1.     обогащение словаря- усвоение тех новых слов, которых школьники раннее не знали вовсе, новых значений слов;

2.      уточнение словаря- углубление понимания уже известных слов, выяснение их оттенков, различий между синонимами, подбор антонимов, анализ многозначности;

3.     активизация словаря- включение как можно более широкого круга слов в речь каждого учащегося, введение слов в предложения, усвоение сочетаемости слов с другими словами;

4.     устранение нелитературных слов, употребляемых иногда младшими школьниками, исправление ошибочных ударений.

Основными синтаксическими единицами языка являются словосочетание и предложение. В работе над словосочетанием надо учитывать:

1.     его структуру- слова входящие в его состав, вопрос, который может быть поставлен от главного слова к зависимому, подчиненному слову, употребление предлога, необходимые формы согласования или управления;

2.     семантику словосочетания, выражающего единое, но расчлененное значение.

Предложение –минимальная единица речи, представляющая собой грамматически организованное соединение слов, словосочетаний, обладающее известной смысловой и интонационной законченностью.

Упражнения с предложениями могут быть разделены на три вида по способу деятельности:

1.     упр. на основе образца;

2.     конструктивные упр;

3.     творческие упр.

И словарная работа, и составление предложений имеют целью подготовку школьников к связной речи, к тексту. В методике развития речи используется термин « текст». Развивая речь, мы учим детей построению текста в соответствии с задачами выражения мыслей, чувств.

 

Речевое развитие младших школьников.

1 класс.

1.     Речь. Техника и интонационная выразительность речи ( Умение пользоваться дыханием и голосом в процессе речи, менять высоту и силу голоса в зависимости от речевой ситуации. Знание скороговорок, умение произносить их.)

2.     Слово ( Умение определить лексическое значение слова с помощью словаря, выделить многозначные слова, синонимы, антонимы, установить их роль в тексте.)

3.     Предложение и словосочетание ( Умение членить небольшой текст на предложения, устанавливать связи между словами и словосочетаниями в предложении. Умение составлять простое распространенное предложение по вопросу учителя.)

4.     Текст ( Умение отличать текст от отдельных предложений, не объединенных общей темой. Вычленение опорных слов в тексте.)

5.     Культура общения ( Умение пользоваться в собственной речевой практике с учетом конкретной ситуации общения словами, выражающими приветствие, просьбу, благодарность.)

 

Примерный тематический план уроков развития речи в 1 классе.

1.     Речь. Для чего она нужна? Устная речи и письменная речь.

2.     Какую речь приятно слушать? Техника речи: дыхание, голос.

3.     Какую речь приятно слушать? Техника речи: дикция. Скороговорки.

4.     Слово, его значение. Знакомство с толковыми словарями.

5.     Многозначные слова.

6.     Точность речи. Синонимы.

7.     Точность речи. Антонимы.

8.     Культура общения. « Волшебные» слова: слова приветствия и прощания.

9.     Слова, выражающие просьбу, благодарность, извинение.

10. Общее понятие о тексте.

11. Тема текста.

12. Опорные слова в тексте.

13. Тема текста. Опорные слова. Заглавие текста.

14. Основная мысль текста. Заглавие.

15. План текста.

16. Типы текста: описание, повествование, рассуждение.

17. Типы текста.

18. Обобщающее сочинение- повествование.

 По программе 1-3 дается 1 час; по 1-4 дается 2 часа.

 назад

 

 

Hosted by uCoz