Учитель
начальных классов
ММОУ
Хилковская СОШ.
Вопилова Ольга
Александровна
Развитие речи у учащихся
Человек всю жизнь
совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Наиболее
важные ступени в овладении речью приходится на детский возраст-
его дошкольный и начальный школьный периоды.
Первое условие речевого
развития ребенка- это потребность общения, или коммуникации. Но
общение возможно только с помощью общепонятных знаков, т.е слов,
их сочетаний, различных оборотов речи. Детям нужно дать образцы
речи, или создать речевую среду. Это второе условие развития
речи ребенка. Овладение речью- это способ познания
действительности. Речь, развиваясь, нуждается не только в
языковом, но и фактическом материале. Школьник хорошо расскажет
или напишет только о том, что хорошо знает. Для ребенка хорошая
речь- залог успешного обучения и развития. В школе учащиеся
овладевают чтением и письмом. И чтение, и письмо – это речевые
умения, опирающиеся на систему языка, на знание его фонетики,
графики, лексики, грамматики, орфографии, навыки построения
собственной речи, и восприятия речи других людей.
В развитии речи
выделяются три направления:
1. работа над словом;
2. работа над
словосочетанием и предложением;
3. работа над связной
речью ( текстом).
Все эти направления
развиваются параллельно: словарная работа дает материал для
предложений, для связной речи; при подготовке к рассказу,
сочинению проводится работа над словом и предложением.
Требования к речи
учащихся:
1.
содержательность
2.
логичность
3.
точность
4.
выразительность
5.
ясность
Слово- основная значащая единица языка.
Нельзя забывать, что большинство слов имеет по несколько
значений, кроме того, многие слова обладают устойчивой
сочетаемостью с другими словами. Особенностью словарной работы в
школе состоит в том, что она проводится в процессе всей учебно-
воспитательной деятельности учителя.
Направления работы:
1.
обогащение словаря- усвоение тех новых
слов, которых школьники раннее не знали вовсе, новых значений
слов;
2.
уточнение словаря- углубление
понимания уже известных слов, выяснение их оттенков, различий
между синонимами, подбор антонимов, анализ многозначности;
3.
активизация словаря- включение как
можно более широкого круга слов в речь каждого учащегося,
введение слов в предложения, усвоение сочетаемости слов с
другими словами;
4.
устранение нелитературных слов,
употребляемых иногда младшими школьниками, исправление ошибочных
ударений.
Основными синтаксическими единицами языка
являются словосочетание и предложение. В работе над
словосочетанием надо учитывать:
1.
его структуру- слова входящие в его
состав, вопрос, который может быть поставлен от главного слова к
зависимому, подчиненному слову, употребление предлога,
необходимые формы согласования или управления;
2.
семантику словосочетания, выражающего
единое, но расчлененное значение.
Предложение –минимальная единица речи,
представляющая собой грамматически организованное соединение
слов, словосочетаний, обладающее известной смысловой и
интонационной законченностью.
Упражнения с предложениями могут быть
разделены на три вида по способу деятельности:
1.
упр. на основе образца;
2.
конструктивные упр;
3.
творческие упр.
И словарная работа, и составление предложений
имеют целью подготовку школьников к связной речи, к тексту. В
методике развития речи используется термин « текст». Развивая
речь, мы учим детей построению текста в соответствии с задачами
выражения мыслей, чувств.
Речевое развитие младших школьников.
1 класс.
1.
Речь.
Техника и интонационная выразительность речи ( Умение
пользоваться дыханием и голосом в процессе речи, менять высоту и
силу голоса в зависимости от речевой ситуации. Знание
скороговорок, умение произносить их.)
2.
Слово
( Умение определить лексическое значение слова с помощью словаря,
выделить многозначные слова, синонимы, антонимы, установить их
роль в тексте.)
3.
Предложение и словосочетание ( Умение членить небольшой текст на
предложения, устанавливать связи между словами и
словосочетаниями в предложении. Умение составлять простое
распространенное предложение по вопросу учителя.)
4.
Текст
( Умение отличать текст от отдельных предложений, не
объединенных общей темой. Вычленение опорных слов в тексте.)
5.
Культура общения ( Умение пользоваться в собственной речевой
практике с учетом конкретной ситуации общения словами,
выражающими приветствие, просьбу, благодарность.)
Примерный тематический план уроков
развития речи в 1 классе.
1.
Речь.
Для чего она нужна? Устная речи и письменная речь.
2.
Какую
речь приятно слушать? Техника речи: дыхание, голос.
3.
Какую
речь приятно слушать? Техника речи: дикция. Скороговорки.
4.
Слово,
его значение. Знакомство с толковыми словарями.
5.
Многозначные слова.
6.
Точность речи. Синонимы.
7.
Точность речи. Антонимы.
8.
Культура общения. « Волшебные» слова: слова приветствия и
прощания.
9.
Слова,
выражающие просьбу, благодарность, извинение.
10. Общее
понятие о тексте.
11. Тема
текста.
12.
Опорные слова в тексте.
13. Тема
текста. Опорные слова. Заглавие текста.
14.
Основная мысль текста. Заглавие.
15. План
текста.
16. Типы
текста: описание, повествование, рассуждение.
17. Типы
текста.
18.
Обобщающее сочинение- повествование.
По программе 1-3 дается 1 час; по 1-4 дается
2 часа.
![назад](buttonC.jpg) |