|
учитель
немецкого языка
МОУ Хилковская СОШ
Серова Марина Юрьевна
"Пути привлечения детей к самоуправленческой
деятельности"
Одна из тенденций ученического
самоуправления – увеличение числа детей и подростков, юношей
принимающих участие в организации внутришкольной жизни. С целью
привлечения учащихся к самоуправлению часто в школах,
общеобразовательных учреждениях проводят дни самоуправления. Но
уже известно, что самоуправление, как и дисциплину, не ввести
разовыми мероприятиями. Самоуправление, как и дисциплина –
результат огромной работы взрослых и детей. Вручить детскому
коллективу правление на один день – ошибка, которая многие годы
была живуча в школе. Чтобы самоуправление состоялось, надо
обеспечить самостоятельность суждений и поступков ребят,
пробудить в них желание самим браться за дело, преобразовывать
свою жизнь. Следует помнить, что не учащиеся для самоуправления,
а самоуправление для учащихся. Подлинное самоуправление в
широком пониманием данного слова - это стиль жизни коллектива.
Помогают создать этот стиль коллективное дело, организация в
классе постоянно действующих бригад, временных советов дел,
штабов, комиссий, предназначенных для подготовки и проведения
конкретных дел, поочередное выполнение обязанностей дежурного
бригадира, председателя и секретаря собрания.
Назовем отдельные формы,
которые ставят воспитанника в позицию активного участника
самоуправленческой деятельности.
Самый главный путь привлечения
всех без исключения к самоуправлению – это коллективное
планирование. Процесс планирования включает весь арсенал
методики активизации индивидуальной активности учащихся. Это
доказательство, анализ, оценка, одобрение, поддержка, поиск
идей, обоснование предложений, оппонирование, экспертная оценка,
сравнение и т.д.
При этом каждый раз формы
должны быть другими, еще не известные учащимся. Это активизирует
их инициативу, создает позитивную эмоциональную настроенность
коллектива на предстоящее дело. Самые распространенные и
доступные для каждого коллектива следующие формы: конкурс на
лучшее предложение, обсуждение проектов плана. Разработанных
микроколлективами: анкета по изучению мнений учащихся,
коллективный творческий конкурс, публичная защита проектов и
т.д.
При выборе любой формы работы
следует помнить, что планировать на ребят нельзя. Сам процесс
планирования является процессом воспитания. Ребята учатся
анализировать, сравнивать, принимать решение, что и является
необходимым условием развития социальной активности учащихся.
Важная форма привлечения
школьников к самоуправленческой деятельности – это собрание.
Существует несколько типов общешкольных собраний: выборочные,
установочные, объединенные (с другими коллективами),
торжественные, итоговые, отчетные.
Школьное собрание формирует
общественное мнение. Оно влияет на становление эмоционального
климата, стиля и образа жизни учащихся, способствует выработке
навыков и умений демократической управленческой культуры его
участников.
Каждое собрание дает право
школьнику принять участие в обсуждении существующих проблем в
своем коллективе, в формировании путей деятельности на ближайшую
и дальнюю перспективы. Собрание становится школой формирования
демократической культуры при соблюдении определенных
педагогических условий.
Одно из них – определение
тематики собраний. Оно должно соответствовать потребностям
коллектива, быть интересной для всех участников, расширять поле
социальной активности каждого воспитанника. Его теме не
придумывается, а становится результатом анализа
жизнедеятельности коллектива.
Активизация учащихся должна
идти не столько на собрании, сколько на подготовку к нему. Часто
активность участников низка. Это объясняется шаблонной повесткой
дня, выступлением активистов, формальным решением.
![назад](buttonC.jpg) |
|