Методическое  объединение учителей

МОУ ХИЛКОВСКАЯ СОШ      Красноярского  района      Самарской области

              1 январь 2009 г.         

 

 

 учитель немецкого языка

МОУ Хилковская СОШ

Серова Марина Юрьевна

"Пути привлечения детей к самоуправленческой деятельности"

Одна из тенденций ученического самоуправления – увеличение числа детей и подростков, юношей принимающих участие в организации внутришкольной жизни. С целью привлечения учащихся к самоуправлению часто в школах, общеобразовательных учреждениях проводят дни самоуправления. Но уже известно, что самоуправление,  как и дисциплину, не ввести разовыми мероприятиями. Самоуправление, как и дисциплина – результат огромной работы взрослых и детей. Вручить детскому коллективу правление на один день – ошибка, которая многие годы была живуча в школе. Чтобы самоуправление состоялось, надо обеспечить самостоятельность суждений и поступков ребят, пробудить в них желание самим браться за дело, преобразовывать свою жизнь. Следует помнить, что не учащиеся для самоуправления, а самоуправление для учащихся.  Подлинное самоуправление  в широком  пониманием данного слова  - это стиль жизни коллектива. Помогают создать этот стиль коллективное дело, организация в классе постоянно действующих бригад, временных советов дел, штабов, комиссий, предназначенных для подготовки и проведения конкретных дел, поочередное выполнение обязанностей дежурного бригадира, председателя и секретаря собрания.

            Назовем отдельные формы, которые ставят воспитанника в позицию активного участника самоуправленческой деятельности.

            Самый главный путь привлечения всех  без исключения к самоуправлению – это коллективное планирование. Процесс планирования включает весь арсенал методики активизации индивидуальной активности учащихся. Это доказательство, анализ, оценка, одобрение, поддержка, поиск идей, обоснование предложений, оппонирование, экспертная оценка, сравнение и т.д.

              При этом каждый раз формы должны быть другими, еще не известные учащимся. Это активизирует их инициативу, создает позитивную эмоциональную настроенность коллектива на предстоящее дело. Самые распространенные  и доступные для каждого коллектива следующие формы: конкурс на лучшее предложение, обсуждение  проектов плана. Разработанных микроколлективами:  анкета по изучению мнений  учащихся,  коллективный творческий конкурс, публичная защита проектов и т.д.

          При выборе любой формы работы следует помнить, что планировать на ребят нельзя. Сам процесс планирования является процессом воспитания. Ребята учатся анализировать, сравнивать, принимать решение, что и является необходимым условием развития социальной активности учащихся.

             Важная форма привлечения  школьников к самоуправленческой деятельности – это собрание. Существует несколько типов  общешкольных собраний: выборочные, установочные, объединенные (с другими коллективами), торжественные, итоговые, отчетные.

             Школьное собрание формирует общественное мнение. Оно влияет на становление эмоционального климата, стиля и образа жизни учащихся, способствует выработке навыков и умений демократической управленческой культуры его участников.

               Каждое собрание  дает право школьнику принять участие в обсуждении существующих проблем в своем коллективе, в формировании путей деятельности на ближайшую и дальнюю перспективы. Собрание становится школой формирования демократической культуры при соблюдении определенных педагогических условий.

               Одно из них – определение тематики собраний. Оно должно соответствовать потребностям коллектива, быть интересной для всех участников, расширять поле социальной активности каждого воспитанника. Его теме не придумывается, а становится результатом анализа жизнедеятельности коллектива.

                Активизация учащихся должна идти не столько на собрании, сколько на подготовку к нему. Часто активность участников низка. Это объясняется шаблонной повесткой дня, выступлением активистов, формальным решением.

 

 назад

 

 

Hosted by uCoz