Методическое  объединение учителей

МОУ ХИЛКОВСКАЯ СОШ      Красноярского  района      Самарской области

              1 январь 2009 г.         

 

 

учитель математики

МОУ Хилковская СОШ

Мясникова Ольга Михайловна  

 

«Основные направления

профилактической работы в воспитании детей»

    Вся профилактическая работа школы, возглавляемая школьным советом, направлена на создание доверительного психологического климата между педагогами, учениками и родителями, на актуализацию мотивационной сферы учеников- важного условия для формирования установок на здоровый образ жизни, предупреждения противоправных поступков.

   Согласно Федеральному закону № 120 « Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» проводится индивидуально-профилактическая работа, формы и методы которой разнообразны:

  - посещение детей на дому с целью контроля над условиями их семейного воспитания, занятость в свободное время, а также каникулярное время, подготовкой к урокам;

  - изучение психологом особенностей личности подростков, занятия по коррекции их поведения;

  - посещение уроков с целью выяснения уровня подготовки учащихся к занятиям;

  - психолого –педагогическое консультирование родителей, учителей-предметников с целью выработки подходов к воспитанию и обучению подростков;

  - индивидуальные и коллективные профилактические беседы с подростками;

  -вовлечение подростков в общественно- значимую деятельность через реализацию социальных проектов, занятость их в объединениях дополнительного образования.

   Большое внимание уделяется методической работе по этому направлению, подготовке нормативно-правовой базы; разработке  локальных  актов, инструкций и памяток для детей, педагогов и родителей.

    Педагогический коллектив стремится, чтобы воспитательная система школы, включающая в себя учебный процесс, внеурочную деятельность детей, их деятельность и общение за пределами образовательного учреждения, обеспечивала возможно более полное и всестороннее развитие личности каждого ребенка, формирование его самостоятельности и ответственности, гражданского становления.

   Особенности актуальной проблемы формирования всесторонне развитой, общественно-активной, социально- полноценной личности становится в том случае, когда речь идет о работе с детьми и подростками, находящими в сложной жизненной ситуации, так называемой « группе риска».

  Подростки, относящиеся к этой категории, не всегда являются малолетними преступниками и правонарушителями. Это часто тихие, пассивные и замкнутые дети, подверженные воздействию ряда взаимосвязанных биологических, психологических, социальных факторов, в результате чего они более склонны к правонарушениям, насилию, другим видам антисоциальнного поведения.

    Неблагополучные подростки, к сожалению, есть в каждом классе. Наблюдения за их поведением в коллективе, условиями проживания в семье, родительско-детскими отношениями позволили выделить следующие факторы  «риска»:

·        отчужденность детей от семьи, школы и общества;

·        частые случаи раннего антисоциальнного поведения;

·        неблагополучные семьи ( в том числе недостаточная забота о ребенке со стороны родителей, конфликты  в семье, жестокое обращение с ребенком);

·        экономическая и социальная обделенность;

·        педагогическая запущенность ребенка( плохая успеваемость, отсутствие интереса  к обучению);

·        влияние дурной компании, окружения, социума;

·        близость компьютерных клубов и игровых залов, в которых многие несовершеннолетние проводят большую часть своего времени, а иногда и ночное время;

·        неконтролируемые пункты приема металлолома, в любое время позволяющие подросткам получить хоть и незначительный, но доход от сданных туда предметов, добытых незаконным путем;

·        продажа алкоголя частными лицами и даже сбыт наркотиков в районе - серьезные причины, ухудшающие криминогенную обстановку на территории поселка.

Чем больше подобных факторов, тем больше степень риска.

        Поэтому одно из важных направлений воспитательной работы школы – профилактика правонарушений, девиантного поведения, бродяжничества, безнадзорности в детской среде, а также раннего семейного неблагополучия.

        Перед коллективом школы стоит сложная задача- попытаться изменить сознание и поведение учащихся « группы риска» через целенаправленное педагогическое воздействие, при котором происходит усиление положительных тенденций нравственного развития личности, то есть обеспечить каждому нуждающемуся в этом ребенку педагогическую поддержку.

          Система деятельности педагогического коллектива по педагогической поддержке учащихся включает в себя шесть основных компонентов:

·        выявление учащихся, склонных к нарушениям дисциплины, антисоциальным нормам поведения, отстающих в учебе;

·        определение причин отклонения в поведении и нравственном развитии, а также индивидуальных психологических особенностей личности у выявленных школьников;

·        составление плана педагогической коррекции личности и устранение причин ее нравственной деформации, отклонений в поведении;

·        изменение характера личных отношений воспитанников со сверстниками и взрослыми;

·        вовлечение учащихся в различные виды положительно- активной социальной деятельности и обеспечение успеха в ней;

·        изменение условий семейного воспитания с использованием для этой цели служб и ведомств системы профилактики.

Исследования , проводимые специалистами – психологами, показывают,

что в настоящее время многие дети обладают неуравновешенной психикой. Причин этому много, в том числе и низкий материальный уровень жизни отдельных семей, когда родители думают не о духовном потенциале ребенка, а о том, как его прокормить.

       Профилактическая работа школы направлена также на создание доверительного психологического климата между всеми участниками образовательного процесса, актуализация мотивационной сферы учеников- важного условия для формирования установок на здоровый , нравственный образ жизни, предупреждения противоправных поступков.

       С целью предупреждения правонарушений, бродяжничества, беспризорности, девиантного поведения учащихся, рекомендуется следующая система мероприятий:

     - рейд «Всеобуч»;

     - дни инспектора;

     - месячник «21 век-век без наркотиков»

     - День профилактики;

     - День здоровья;

     - День защиты детей;

     - рейды по микроучасткам.

   Говорят, не ошибается только тот, кто ничего не делает. Но мы, педагоги, иногда просто не имеем право ошибаться: ведь от этого зависит счастье, здоровье, а порой и жизнь ребенка.

 назад

 

 



Hosted by uCoz