учитель математики
МОУ Хилковская СОШ
Мясникова Ольга Михайловна
«Основные направления
профилактической работы в воспитании детей»
Вся профилактическая работа
школы, возглавляемая школьным советом, направлена на создание
доверительного психологического климата между педагогами,
учениками и родителями, на актуализацию мотивационной сферы
учеников- важного условия для формирования установок на здоровый
образ жизни, предупреждения противоправных поступков.
Согласно Федеральному закону № 120 « Об
основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних» проводится индивидуально-профилактическая
работа, формы и методы которой разнообразны:
- посещение детей на дому с целью
контроля над условиями их семейного воспитания, занятость в
свободное время, а также каникулярное время, подготовкой к
урокам;
- изучение психологом особенностей
личности подростков, занятия по коррекции их поведения;
- посещение уроков с целью выяснения
уровня подготовки учащихся к занятиям;
- психолого –педагогическое
консультирование родителей, учителей-предметников с целью
выработки подходов к воспитанию и обучению подростков;
- индивидуальные и коллективные
профилактические беседы с подростками;
-вовлечение подростков в общественно-
значимую деятельность через реализацию социальных проектов,
занятость их в объединениях дополнительного образования.
Большое внимание уделяется методической
работе по этому направлению, подготовке нормативно-правовой
базы; разработке локальных актов, инструкций и памяток для
детей, педагогов и родителей.
Педагогический коллектив стремится,
чтобы воспитательная система школы, включающая в себя учебный
процесс, внеурочную деятельность детей, их деятельность и
общение за пределами образовательного учреждения, обеспечивала
возможно более полное и всестороннее развитие личности каждого
ребенка, формирование его самостоятельности и ответственности,
гражданского становления.
Особенности актуальной проблемы
формирования всесторонне развитой, общественно-активной,
социально- полноценной личности становится в том случае, когда
речь идет о работе с детьми и подростками, находящими в сложной
жизненной ситуации, так называемой « группе риска».
Подростки, относящиеся к этой категории,
не всегда являются малолетними преступниками и
правонарушителями. Это часто тихие, пассивные и замкнутые дети,
подверженные воздействию ряда взаимосвязанных биологических,
психологических, социальных факторов, в результате чего они
более склонны к правонарушениям, насилию, другим видам
антисоциальнного поведения.
Неблагополучные подростки, к сожалению,
есть в каждом классе. Наблюдения за их поведением в коллективе,
условиями проживания в семье, родительско-детскими отношениями
позволили выделить следующие факторы «риска»:
·
отчужденность детей от семьи, школы и общества;
·
частые случаи раннего антисоциальнного поведения;
·
неблагополучные семьи ( в том числе недостаточная забота
о ребенке со стороны родителей, конфликты в семье, жестокое
обращение с ребенком);
·
экономическая и социальная обделенность;
·
педагогическая запущенность ребенка( плохая успеваемость,
отсутствие интереса к обучению);
·
влияние дурной компании, окружения, социума;
·
близость компьютерных клубов и игровых залов, в которых
многие несовершеннолетние проводят большую часть своего времени,
а иногда и ночное время;
·
неконтролируемые пункты приема металлолома, в любое время
позволяющие подросткам получить хоть и незначительный, но доход
от сданных туда предметов, добытых незаконным путем;
·
продажа алкоголя частными лицами и даже сбыт наркотиков в
районе - серьезные причины, ухудшающие криминогенную обстановку
на территории поселка.
Чем больше
подобных факторов, тем больше степень риска.
Поэтому одно из важных направлений
воспитательной работы школы – профилактика правонарушений,
девиантного поведения, бродяжничества, безнадзорности в детской
среде, а также раннего семейного неблагополучия.
Перед коллективом школы стоит
сложная задача- попытаться изменить сознание и поведение
учащихся « группы риска» через целенаправленное педагогическое
воздействие, при котором происходит усиление положительных
тенденций нравственного развития личности, то есть обеспечить
каждому нуждающемуся в этом ребенку педагогическую поддержку.
Система деятельности
педагогического коллектива по педагогической поддержке учащихся
включает в себя шесть основных компонентов:
·
выявление учащихся, склонных к нарушениям дисциплины,
антисоциальным нормам поведения, отстающих в учебе;
·
определение причин отклонения в поведении и нравственном
развитии, а также индивидуальных психологических особенностей
личности у выявленных школьников;
·
составление плана педагогической коррекции личности и
устранение причин ее нравственной деформации, отклонений в
поведении;
·
изменение характера личных отношений воспитанников со
сверстниками и взрослыми;
·
вовлечение учащихся в различные виды положительно-
активной социальной деятельности и обеспечение успеха в ней;
·
изменение условий семейного воспитания с использованием
для этой цели служб и ведомств системы профилактики.
Исследования ,
проводимые специалистами – психологами, показывают,
что в настоящее время многие дети обладают
неуравновешенной психикой. Причин этому много, в том числе и
низкий материальный уровень жизни отдельных семей, когда
родители думают не о духовном потенциале ребенка, а о том, как
его прокормить.
Профилактическая работа школы
направлена также на создание доверительного психологического
климата между всеми участниками образовательного процесса,
актуализация мотивационной сферы учеников- важного условия для
формирования установок на здоровый , нравственный образ жизни,
предупреждения противоправных поступков.
С целью предупреждения
правонарушений, бродяжничества, беспризорности, девиантного
поведения учащихся, рекомендуется следующая система мероприятий:
- рейд «Всеобуч»;
- дни инспектора;
- месячник «21 век-век без наркотиков»
- День профилактики;
- День здоровья;
- День защиты детей;
- рейды по микроучасткам.
Говорят, не ошибается только тот, кто
ничего не делает. Но мы, педагоги, иногда просто не имеем право
ошибаться: ведь от этого зависит счастье, здоровье, а порой и
жизнь ребенка.
|